Что делать если подросток ведомый. Что делать,если тебе не нравится поведение ребенка,с которым играет твой ребенок? Причины, по которым ребенок связывается с плохой компанией

Почему ребенок ведомый? Заложено генетически или ошибки воспитания? и получил лучший ответ

Ответ от ЕэЛь[гуру]
Кто-то лидер, кто-то "ведомый", думаю заложено так.

Ответ от Виктория Приходько [гуру]
Очень авторитарные родители.


Ответ от Ал Пойнтдекстер [гуру]
Генетически, и это неплохо,
лидерам все шишки по жизни....


Ответ от Надежда [гуру]
У кого-то генетически, а у кого-то заложено воспитанием, например если родители привыкли все решать за ребенка, или запугивают и бьют его.


Ответ от Муся [гуру]
возможно и то, и другое. . наверно у ребенка все-таки генетическая склонность подчиняться, а родители ее развили, все время ему указывая и не предлагая выбора...


Ответ от Анжелла Сукачёва [гуру]
У меня было сложное детство.. . Но я так и не стала ведомой.. . Прирожденный лидер)) Наверно, каким родился - таким и станешь - и палкой не выбить генетику))
А вообще, я ничего плохого не вижу в мягком характере. Главное, чтоб в мире только хорошие люди встречались, отличать зерна от плевел надо всегда уметь


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Исключительно ошибки воспитания: Психологи называют этот феномен "Гиперопека" - когда родители проявляют излишнюю любовь к своему ребёнку. "Гиперопека" выражается в болезненном восприятии ВСЕГО, что происходит в жизни ребёнка. Родители, занимающиеся "гиперопекой" своего чада, из самых благих побуждении контролируют каждое действие ребёнка, стараются ему помочь даже там, где ребёнок может справиться сам. Результатом этого становится то, что сами того НЕ ведая, родители растят из своего ребёнка патологически ведомого человека.
В конечном итоге, ребёнок, выращенный в "гиперопеке", вырастает человеком, который НЕ МОЖЕТ нормально себя чувствовать там, где нужно принимать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ решения. Такие люди вырастают КРАЙНЕ НЕ уверенными в себе, НЕспособными принимать самостоятельные решения. Результатом этого становятся "хронические" неудачи, и как следствие - комплексы. Такие люди, как правило, НЕ имеют более-менее выразительных успехов НИ В ЛИЧНОЙ, НИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ жизни.
Как НЕ сделать своего ребёнка "ведомым" ? : Предельно просто - нужно с самого рождения предоставлять ребёнку возможность ВСЕ решения принимать самостоятельно. Родителям нужно СДЕРЖИВАТЬ в себе желание помочь ребёнку (в расчёт, разумеется, НЕ идут экстремальные ситуации - когда встаёт вопрос о "Жизни и Смерти" ребёнка) . Родителям нужно "прививать" своему чаду мысль о том, что НАСТАНЕТ такой день когда ребёнку необходимо будет начать жить самостоятельно. Нужно, по возможности, позволять (НЕ заставлять, а ПОЗВОЛЯТЬ!) делать ему всё САМОСТОЯТЕЛЬНО.
И тогда Ваш ребёнок НИКОГДА НЕ станет "ведомым" . Удачи! 😉


Ответ от ВИК [гуру]

Скромность и тактичность – это, конечно, хорошо. Однако необходимо помнить: чтобы преуспеть в жизни, нужно иметь свое мнение по различным вопросам, а также уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. И учиться этому нужно с самого детства. От того, считаются ли родители с мнением своего крохи, разрешают ли самостоятельно принимать какие-то решения, зависит, будет ли у него в будущем свое мнение или он станет ведомым.

Ну вот в кого он такой? - сокрушается моя подруга Ира, мама пятилетнего Тимофея. - Сегодня на прогулке в садике выкинул шапку в лужу. Спрашиваю, зачем, говорит, Илья так сказал. Он этого Илью во всем слушается!

Как избавиться от подобной ведомости? Для этого надо воспитать в ребенке чувство собственной значимости. И уверенность, что его собственное мнение, мнение маленького человека так же важно, как и чье-либо другое. Даже взрослого. А еще умение это самое мнение отстаивать.

Для начала задумайтесь, позволяете ли вы ребенку самостоятельно принимать решения, которые семья принимает и поддерживает. Например, он сам выбирает, куда вы идете в выходные, сам придумывает сценарий своего дня рождения или высказывает свои пожелания относительно еды. Может ли он самостоятельно выбрать одежду, решить, с кем играть? Если все это у него получается с трудом, пора начинать действовать.

Фото GettyImages

Чтобы ребенок не вырос безвольным и пассивным человеком, психологи советуют родителям придерживаться нескольких правил. Они несложные, но почему-то о них всегда забывают.

1. Не навязывать малышу свое мнение и всегда интересоваться его предпочтениями.

Если вы задаете вопрос, какую футболку (платье) он хочет надеть, получив ответ, согласитесь с его выбором. Если видите, что выбор явно не подходит, объясните причину (аргументированно), и предложите другие варианты.

Кстати, это поможет справиться с такой проблемой, как детские капризы. Например, ребенок не хочет идти в садик. Вы спрашиваете, наденет ли он сегодня футболку с пингвином или рубашку в клеточку. Ребенок переключается на проблему выбора, и истерика по поводу садика сходит на нет.

2. Советуйте, но правильно. Подталкивайте к решению, но не решайте за него.

Это должны быть именно советы, подсказки, но ни в коем случае не ругань. В противном случае у ребенка останется негативное отношение к родительским советам. Да-да, спустя несколько лет это будет закатывание глаз в потолок просто при звуке вашего голоса. Независимо от качества совета.

Можно просто намекнуть, что он в данном случае делает не самый лучший выбор, и тут же объясните, почему и как ему стоит поступать в такой ситуации. Но если настоит на своем, то будут некие последствия, за которые ему придется нести ответственность. И тут уж малыш пусть самостоятельно решит, как правильно.

3. Слушать ребенка – и слышать.

Слушать – это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Важно понять говорящего, причем не только смыл, но и восприятие ребенком данной темы, его чувства и эмоции. Давайте ребенку обратную связь: он должен понимать, что вы его слышите, вам интересно его мнение. И ни в коем случае не обрывайте его на полуслове: «Короче, делаем так…»

4. Никогда не отвечать на вопрос ребенка фразой: «Потому что я так сказала!»

Во-первых, данная формулировка не объясняет ребенку, почему же надо поступать так, а не иначе. Во-вторых, если он привыкнет к тому, что все решает только мама (папа), о каком личном мнении может идти речь? Он поймет, что гораздо проще брать готовое решение и тупо следовать инструкциям.

Фото GettyImages

5. Дайте побыть главным.

Позвольте малышу «врубить босса» и решить что-то за всю семью. В данном случае мы, конечно, не говорим о каких-то серьезных вопросах или проблемах. Здесь речь идет о таких вещах, как, например, совместная прогулка. Пусть ребенок выберет, куда вы отправитесь всей семьей в выходные. Так малыш почувствует, что его мнение действительно ценят и учитывают.

6. Беседовать с ребенком на равных – без сарказма и иронии.

В зависимости от того, как вы говорите с ребенком, когда он делится с вами своими мыслями, о чем-то рассказывает, зависит, захочет ли он и дальше это делать. Возможно, вам кажутся его переживания глупыми, но ни в коем случае не насмехайтесь над ними. Также психологи советуют не похлопывать ребенка по голове или по плечу, для детей все это – выраженное пренебрежение. Как собаку по загривку потрепать.

Зачем все это надо? Затем, чтобы не попасть под дурное влияние в будущем. Ведь если ребенок понимает, что его мнение не пустой звук, значит, он сможет это самое мнение потом отстаивать. И неважно, где это будет: в общении со сверстниками, в школьной дискуссии или на работе. И главное – малыш не будет ведомым, слепо следуя чьему-то примеру.

Первое .
Необходимо твёрдо знать, к какому типу относится Ваш ребенок. "Ведущий" или "ведомый"? Помните фильм "Два бойца" - герои Бернеса и Андреева. Один вечно подтрунивает над другим, другой вечно обижается, но друг за друга горой.

NB . Если Ваш ребенок "ведомый", то это навсегда. Друзей он всегда будет себе искать среди "лидеров". Повезёт, если в лидерах будет настоящий хороший друг и порядочный человек.

Второе .
Необходимо твёрдо выяснить, является ли дружба настоящей (т.е. по интересам), или это просто, как я называю, дружба "территориальная", т.е. дети часто вместе бывают в одном месте в одно время - садик, двор, школа.

Третье .
Необходимо быть твёрдо уверенной, что Ваша оценка их дружбы объективна (а вдруг мама другой стороны как раз считает, что это её ребёнок "страдает" от дружбы с Вашим ребёнком).

Четвертое .
Необходимо "докопаться", что же конкретно, так привлекает Вашего ребёнка именно к тому ребёнку.

NB . К сожалению, бывает дружба не столько по интересам, сколько "на интерес". Мой парень (около 5 лет) в детском саду вдруг внезапно очень сдружился с одним мальчиком. Дружба "не разлей вода" длилась несколько месяцев, ровно столько, пока не была совместными усилиями окончательно, вдребезги разломана наша игрушка, пиратский корабль, которую мой сын носил с собой в садик.
Дружба была прервана в одностороннем порядке тем мальчиком, когда ему позже родители купили свой кораблик, когда наш уже вышел из строя.

Пятое .
Необходимо знать, что притягивает того ребёнка к Вашему ребёнку.
Это очень важно. Если его привлекает именно общий интерес (общее хобби), то необходимо использовать "этот интерес", как достоинство Вашего ребёнка.
А, быть может, его привлекает именно возможность реализовывать свои какие-то наклонности и потребности, например, если он лидер, и ему нужен оруженосец.

Шестое .
Необходимо решить для себя: кто - соратники или противники - для Вас в данном вопросе родители другого ребенка.

Пример №1: Если родители детей единомышленники.
У моего сына два друга. В порядке взаимопомощи мы их [пацанов] по очереди "выгуливаем" или "берём в гости". По общей договоренности мы, все три мамы, обязательно делимся между собой нашим наблюдениями о каждом нашем ребенке (негативе и позитиве). Каждой из нас взгляд со стороны позволят зафиксировать внимание на том, что мы могли и не заметить в своём ребенке, и сделать упор на его искоренении.
Мы сообщаем друг другу:
- Твой парень без спроса лазает в чужой холодильник и шкафы.
- Твой парень матерится.
- Твой парень провоцирует драки.
- Твой парень угощается во дворе тем, что ему категорически запрещено есть (из-за аллергии).

NB . После получения такой информации ни одна из нас не ругает своего ребёнка и не выдаёт источник информации. Просто его мама начинает делать упор на воспитании своего ребенка по данным пунктам.

Пример №2 : Если взаимоотношения родителей враждебны.
В нашем дворе живет одноклассница моего сына.4 Так сложилось, что ее мама не поддерживает ни с кем отношения в нашем дворе, а её дочка очень тянется ко мне, поскольку я провожу какие-то мероприятия в их классе, а раньше я неоднократно брала её с нами на наши семейные воскресные культпоходы.
Свои отношения с этим ребенком я строю строго по присказке: "Мухи отдельно, котлеты отдельно". Я улыбаюсь и киваю этой девочке вместо приветствия, но делаю вид, что не замечаю, что она не здоровается со мной, если мы сталкиваемся с ней, когда она идёт со своей мамой, тогда как в другие дни она всегда догоняет нас и пристраивается к нам со своей детской болтовнёй по дороге в школу. Я ни намеком, ни словом не упоминаю с ней их семейные дела, чтобы не дать ей повода убедиться, что ее мама права в отношении меня (если вдруг та нелестно обо мне отзывается), а именно так и будет считать ребёнок в защиту своей мамы, если кто-то будет в её адрес делать негативные намёки, либо ребёнок будет вынужден ханжить.

Восьмое .
Ещё следует знать, что есть детки (как мой сын, например), которые абсолютно не могут находиться в одиночестве и не умеют себя занять: им постоянно "нужно", кому-то звонить, кого-то приглашать в гости, к кому-то напрашиваться в гости… Этот вариант самый хлопотный, но и самый простой. "Хлопотный", потому что родителям приходится постоянно думать, чем занять своего ребёнка, пока они сами заняты (геймбой, видак, сони-плейстейшен, раскраски, конструкторы…), а "простой", потому что такие дети, в отсутствии присутствия "своего" друга, с охотой и интересом могу играть с другими детьми.

Только твёрдые знания по всем этим пунктам помогут Вам правильно избрать тактику и стратегию.

А тактика может быть разная (в зависимости от того, как Вы ответите себе на вышестоящие вопросы).
Можно проводить совместные мероприятия для них, вечеринки, например (не путать с просто чаепитиями), это повышает Ваш авторитет и в глазах друга Вашего ребенка, и во мнении его родителей. А это значит, что он будет поддаваться Вашим замечаниям и поучениям, а его родители к ним прислушиваться. И одновременно будете им (детям) давать пример-образец, как дружить, влиять и формировать их совместные интересы.

Можно минимизировать контакты (незаметно! невзначай!):
- в саду рассадить за разные столики, в спальне положить в кровати в разные концах комнаты, выбрать далеко стоящие друг от друга кабинки в раздевалке; в школе рассадить на разные парты и ряды;
- выходить в школу/садик в разное время;
- не приглашать лишний раз в гости и не ходить в гости;
- "развести" по разным кружкам и секциям;
- подарить "другу" или уговорить его родителей подарить ему ту игрушку (как в случае с корабликом), который искусственно объединяет ребят;
- "подсунуть" другого друга под интерес Вашего ребенка.

Стараться участвовать или присутствовать в их контактах (например, на их совместных прогулках), чтобы иметь возможность наблюдать за их общением, анализировать его, иметь возможность на него влиять и поучать ребят.

Обсуждать со своим ребёнком - анализировать их модель поведения, давать оценки не другу (это только усугубит положение, поскольку Ваш ребёнок в защиту друга будет скрывать истинное положение дел), а поступкам(!) друга, подсказывать "правильные" выходы и решения из ситуаций.

Навязывать нужный Вам образ настоящего друга .

Совместно с другими родителями принимать обоюдные меры и решения в конфликтных ситуациях.
Но самое главное
:
Можно менять своему ребёнку друзей как перчатки, но ничего не поменяется, если Вам не удалось в самом своём ребёнке заложить стойкие внутренние правила и убеждения:
- не проси и не завидуй
(если у тебя нет этих роботов-монстров)
- не нарушай маминых запретов
(не ешь чужих чипсов, если мама тебе их не покупает, в связи с тем, что тебе это вредно)

Необходимо учить ребёнка не быть "папуасом, который продаётся за бусы [чипсы/монстрики]", и тогда не будет у него проблемы "плохого друга", которые за эти чипсы вьёт из него верёвки; иначе от замены друга ничего не поменяется (в любом возрасте).

Мой сын - не лидер. Не всем же быть лидерами!
Пару раз, когда его друг (абсолютный лидер) давал моему сыну по настоящему пинка или удар со спины (на грани травмы или унижения), я очень резко и гневно (при том, что я ни разу никого не ударила, но тон у меня такой, что оба должны поверить в эту "угрозу") говорила обидчику: "Если ты ещё раз позволишь себе обидеть моего сына*, то я тебе сама такого пинка вломлю, что тебе мало не покажется!"
Но при этом я тут же оборачивалась к своему сыну и, не меняя интонации, также гневно ему говорила: "Ты почему позволяешь ему себя унижать-обижать?! Разворачивайся и бей его! Друзей бить нельзя**, но это не друг, если он позволяет себе так вести себя по отношению к тебе!"
И практически сразу же, без паузы, не давая им возможности начать мне высказывать обиды и обвинения друг на друга (кто из них виноват и почему), я абсолютно примирительным и спокойным тоном, как будто вообще ничего не было, говорю им: "Тема закрыта. Идите, играйте!"

Обратите внимание :
- * Я делаю акцент обидчику, что я заступаюсь не за конкретного Петьку-Ваську (т.е. двое против его одного), я заступаюсь за сына (т.е. как и его мама заступилась бы за него). Этот акцент очень важен для них. Я как бы не встаю на сторону одного из них, а я как бы выступаю в роли третьей, "нейтральной" стороны.

- ** В своём нагоняе я им озвучиваю установку, что друзей бить нельзя, что друзья так не поступают, что этот поступок не дружеский.

Тот факт, что здесь как бы оба получают взбучку от меня, сглаживает обиду обидчика и даёт почву для примирения, но при этом обидчик осознаёт, что при повторе со мной шутки плохи, а мой сын чувствует, что мама за него заступилась.

Мой сын, будучи не лидером, получив от меня такой урок, получает прививку "иной модели поведения".

Обидчик всегда знает, что я не буду жаловаться его матери (всё останется между нами) за исключением тех случаев, когда я ему говорю: "Придешь домой и расскажешь матери о своём безобразном поведении!"

Примечание :
Главное, не затягивать сцену гнева.
У меня таких случаев было всего-то пара-тройка раз, с учётом, что их три друга, но всегда они после этой сцены "мирились", а я всем видом демонстрировала, что всё позади.
Но дома со своим сыном я всегда после этого подробно беседовала: почему, как, отчего, зачем… давала оценку… совместно делали вывод.

Ваш сын мал, и ему трудно делать выбор между "удовольствием" [чипсы, монстрик] - сейчас и "неудовольствием" [нагоняем] мамы - потом.
Человеку всегда приходится делать выбор! Всю жизнь! Духовно зрелому человеку легче сделать правильный выбор. Но духовно-зрелыми не рождаются.
"Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас". (Эрнст Легуве)

Как там, у Пушкина в эпиграфе к "Капитанской дочке": "Береги кафтан с нову, а честь с молоду".

Мой сын в группе своих друзей, к сожалению, ведомый. Я очень боюсь, что, повзрослев, он попадет под влияние «дурной компании». Как развить в ребенке чувство лидерства?

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Отвечает Злата Грайбер

Далеко не каждый ребенок, который был ведомым в группе сверстников, попадает в дурную компанию. Эти вещи вообще друг с другом не связаны. И лучше быть «ведомым» в хорошей компании, чем лидером в плохой. Станет ваш сын лидером или нет — зависит от того, какие возможности были ему даны Творцом и родителями. Если у него есть склонность к лидерству и его не забили властные родители — у него все шансы стать лидером. А уж он впоследствии сам решит, кем и каким ему быть.

Если же Вы имеете в виду бесхарактерность, готовность подчиниться любому и каждому, кто начнет отдавать приказы, то это совсем другая проблема. Она называется «низкая самооценка», которая влечет за собой нежелание брать на себя ответственность.

Когда ребенок относится к себе как к существу малоценному, слабому, глупому и неуспешному, он с готовностью подчинится любому руководству, даже очень низкого качества. Именно поэтому советская власть (как и многие другие власти) вкладывала столько сил в унижение и растаптывание человеческой личности. Баранами управлять просто. Людьми — сложно.

Поэтому самый верный способ научить лидерству — повысить самооценку ребенка. Это дело небыстрое, и относиться к нему надо серьезно и ответственно, ибо самооценка — фундамент всей жизни человека.

Прежде всего, к ребенку нужно относиться так, чтобы он понимал и ЧУВСТВОВАЛ, что его любят (см. «языки любви»). Его нужно много хвалить: по поводу и без повода. Советское воспитание гласило, что хвалить не нужно, ну разве что за подвиг, а нужно побольше указывать, что еще не сделано. Это, якобы, помогает человеку стать лучше. А если он просто хорошо себя ведет — так не за что хвалить, так и должно быть. Истинные цели такой идеологии — см. двумя абзацами выше. Забитые люди автоматически становятся ведомыми.

Проверьте — почему вашему сыну невыгодно быть лидером? Как относитесь вы, его родители, к проявлению его лидерских качеств? К нежеланию подчиняться указаниям, например? К стремлению поступить так, как он считает правильным? В ответах на эти вопросы вы можете найти ответ и на ваш первый вопрос…

Хвалите сына, замечайте любой его успех, даже самый маленький и незначительный. Убеждайте его в том, что он умный, сильный, замечательный, талантливый. Поддерживайте, когда ему трудно. Основное свойство лидера — подниматься после падений. Чтобы этому научить, необходимо понимание и терпение, нельзя торопить его «подниматься». Научитесь критиковать, не обижая, и снизить количество указаний в его адрес. Тогда у него будет возможность научиться уважать себя и развиваться как личность.

И даже если он решит не становиться лидером в своей компании, он будет лидером своей жизни, человеком, который обладает принципами, умеет ставить и достигать цели, самостоятельно принимает решения и по праву пользуется уважением окружающих.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Материалы по теме

Сыночку 2,6. Он бросает игрушки, не собирает, кричит, плюется дома, а сегодня плюнул на детей в парке...

Ципора Харитан

Сын 5.5 лет часто трогает свои гениталии. Что делать и как реагировать?

Ципора Харитан

Мальчики трогают себя, пока не женятся?

Ваш ребенок очень послушен и безотказен, никогда не спорит в вами, а в компании детей всегда соглашается с правилами игры более активных товарищей. Он с радостью делится своими игрушками, делает всем комплименты и никогда не вступает в конфликт, даже если с чем-нибудь не согласен.

Таких детей называют ведомыми. Для того, чтобы понять, почему у малыша сформировалась такая черта характера – следует детальнее разобраться в причинах, ее вызвавших.

Обычно ведомыми становятся дети, находящиеся под гиперопекой и в подчинении у своих родителей, но по складу темперамента, не находящие сил или достаточной мотивации, чтобы сопротивляться подобному положению дел. Обычно ведомыми становятся флегматики, меланходили или болезненные, не очень активные дети.

При взаимоотношениях со сверстниками, ведомые дети автоматически переносят свои взаимоотношения с родителями на отношения в группе. Часто ведомыми становятся дети-конформисты. Иногда мотив такого поведения может лежать в области страха одиночества. Ребенок боится, что если он не примет чужих правил игры – с ним никто не будет дружить.

Результат не оставляет себя долго ждать. Такие дети часто становятся мишенью для шуток и подтрунивания, так как они не способны дать отпор. Их дразнят различными обидными прозвищами. В играх им всегда достаются самые невыигрышные роли, их мнение в группе никогда не принимается во внимание, более активные дети начинают ими командовать и помыкать.

Несложно смоделировать будущее такого ребенка. Во всем соглашаясь с мнением группы или толпы, такие люди будут брать на себя роль ведомого и в будущем. Подчиняясь родителям, они выбирают не ту профессию, которой хотели бы заниматься, не тот вид деятельности, а в случае нахождения под влиянием товарищей – часто совершают антисоциальные поступки.

Все это приводит к неудовлетворенности своей жизнью, нервным срывам в будущем. Поэтому корректировать поведение ведомого ребенка нужно с ранних лет, когда пассивность еще не стала доминирующей чертой характера.

С чего же нужно начинать работу? Прежде всего, объясните ребенку, что свое мнение нужно обязательно отстаивать. Даже если малыш не согласен с мнением родителей относительно своей жизни или быта, — ему нужно спорить, а не безоговорочно соглашаться. Важно сформировать у ребенка лидерские качества и умение отстаивать свое мнение. Для этого всячески поощряйте любое самостоятельное действие ребенка: предложение поиграть в игру, пойти погулять в какое-то конкретное место и т.д. Никогда не давите на малыша своим авторитетом, нельзя, чтобы у ребенка создавалось впечатление, что родители – это последняя инстанция, откуда исходят лишь директивы, которые нужно безоговорочно выполнять. Важно, чтобы ребенок понимал – родители тоже способны ошибаться.

Учите малыша говорить «нет!». Это очень важная способность, — отказать человеку, если по каким-либо причинам он не может выполнить просьбу. Не обязательно во всем соглашаться даже со взрослыми авторитетными людьми. Это поможет ребенку в будущем не попасть на «крючок» тех товарищей, которые уговаривают попробовать алкоголь или наркотики, призывают к противоправным действиям.

Умение при необходимости говорить «нет!» поможет ребенку вырасти самодостаточной и сознательной личностью, которая способна идти по жизни, ориентируясь только на свои собственные цели и идеалы, умеющая добиваться своего.

Научите малыша спорить и отстаивать свою точку зрения. Заводите с ним диспуты на самые различные темы и при этом уступайте ему. Считайтесь с мнением ребенка, позволяйте ему на практике реализовывать свои идеи, ведь от одних только теоретических рассуждений толку будет мало.

Играйте с малышом в игры, в которых он будет выступать в роли лидера, управляющего какой-либо частью жизни. К примеру, пускай он будет отцом семейства, а вы – его дочерью, то есть в ситуацию, когда социальные роли меняются.

Все эти меры в комплексе откорректируют поведение ребенка и не дадут ему быть пешкой в руках более активных друзей, позволят стать ему более решительным и самостоятельным.