Что такое дружба. Что такое настоящая дружба Что означает такое понятие как дружба

Дружба — важнейшее чувство в жизни любого человека. Наравне с любовью, тема дружбы присутствует во всех произведениях. Мы предлагаем ознакомиться с тремя вариантами сочинений, написанных по отрывкам из текстов к ОГЭ.

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Осеевой-Шмелевой «В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…»)

Определение понятия

Дружба – одно из сильнейших чувств, которое знакомо человечеству. По силе воздействия оно сравнимо лишь с любовью или страстью. Во Всемирной истории известно немало фактов, когда дружба помогала в самых невероятных ситуациях. До сих пор философы спорят, что важнее для человека – настоящая дружба или величайшая любовь? И то, и другое одинаково необходимо, однако бывают случаи, когда встает выбор между двумя этими категориями.

Так в тексте Валентины Александровны Осеевой-Хмелевой представлена ситуация, когда девушка выбирает между дружбой и любовью. Привычная детская жизнь, когда Андрей катал ее на велосипеде, когда они исследовали ржаные поля и лесные поляны, перестала удовлетворять потребностям жизни новой, взрослой. Теперь в ней появилась любовь. Динка сама не понимала, насколько тяжело будет принимать такое решение. Да и Лёнька не хотел доставлять неприятности товарищам. Все дело в том, что их детская дружба, которая длилась несколько лет, нуждалась в преображении, в изменении самой формы. Возможно, от этого она станет только крепче. Ведь настоящую дружбу трудно уничтожить.

Аргумент из личного опыта

В нашей жизни часто дружбу бездумно меняют на что-то другое. Друзья детства, пережив множество радости и бед месте, часто перестают общаться из-за того, что заводят семьи или слишком увлекаются собственной карьерой. Я думаю, что всеми силами нужно пытаться сохранить отношения, ведь друзья детства – это те люди, которые порой знают нас гораздо лучше родителей, а, может быть, и нас самих.

Заключение

Дружба – важнейшая часть бытия. Потеряв друга, мы словно теряем часть себя. На мой взгляд, размениваться по-настоящему крепкими отношениями нельзя. Важно поддерживать их на протяжении всей жизни, чтобы в случае необходимости кто-то смог протянуть руку поддержки.

Второй вариант сочинения (по тексту Н. Татаринцева «Все началось на перемене перед шестым уроком…»)

Определение понятия

Я думаю, настоящая дружба – когда человек приходит тебе на помощь в нужной ситуации, не спрашивая, надо тебе это или нет. Только тот, кто действительно переживает, способен распознать в любых твоих поступках разумное зерно и поддержать в сложной ситуации, пойдя против всех. Такие друзья остаются рядом на всю жизнь.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте Н. Татаринцева Игорь Елисеев понял причину поступков одноклассника Пети Васильева, который отказался поддержать классный коллектив и сбежать с урока химии. На первый взгляд кажется, что Петя не прав, что он намеренно отгораживается от коллектива, чтобы выслужиться перед учительницей. Одноклассники обвиняли его в желании лучшей оценки, в предательстве. Но Игорь, который сел рядом с Васильевым, объяснил, что мальчик ведет себя так, потому что заботится о здоровье своей матери. У нее случился инфаркт, и проблемы в школе могли угрожать ее жизни. Благодаря Игорю, класс, хоть и нехотя, но понял Петю. А он понял, что у него есть настоящий друг.

Аргумент из личного опыта

Думаю, не каждому дано встретить в жизни такого человека, как Игорь. Дело в том, что в наше время каждый больше думает о себе. Поэтому нужно с самого детства присматриваться к людям, которые нас окружают, стараться понять их, узнать поближе. Возможно, среди них есть тот, кто разделит все наши радости и беды.

Заключение

Дружба – одна из важнейших категорий человеческих взаимоотношений. Ее не нужно искать. Друг найдет тебя сам. Это может быть одноклассник или мальчишка из соседнего подъезда. Но найдя такого человека, его нужно беречь, как зеницу ока.

Третий вариант сочинения (на примере текста Л.Е. Улицкой «Илья и Саня вместе учились с первого класса…»)

Определение понятия

Дружба – самое таинственное и ценное, что зарождается в детской душе, еще не познавшей силы любви между мужчиной и женщиной. Она объединяет общностью интересов, возможностью рассказать самые сокровенные тайны, желанием поддержать в сложной ситуации.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Л. Е. Улицкой представлена история зарождения именно такой дружбы, которая незримыми нитями соединила троих ребят, до этого не знающих друг о друге ничего. Общее дело по спасению котенка и издевательства одноклассников сблизили их юные сердца и навсегда сделали неразлучными друзьями. Теперь они уже не просто высокий худощавый, плохо одетый подросток, чересчур примерный мальчик-пианист и рыжий очкарик. У них есть сила, которая в любой ситуации поможет преодолеть неприятности каждого по-отдельности и всех вместе.

Аргумент из личного опыта

Как известно, самая крепкая дружба – дружба, зародившаяся в детстве. Она практически не подвержена предательствам и проходит через всю жизнь. Еще во времена А.С. Пушкина лицейские друзья становились самыми близкими людьми, с которыми можно было обсудить все свои положительные и отрицательные качества и получить совет, который могут дать только настоящие друзья.

Заключение

Дружба, возникшая в детстве, — уникальное сближение людей, которое пронизывает всю жизнь. Если удастся сохранить эти чувства, то их ничто не способно будет уничтожить.

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - ) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю узы солидарности. В гомеровском эпосе «друзья» - это и те, кто связан общим делом (будь то или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.
Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; это и то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. и более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)
По преданию, Пифагор словом «Д.» обозначил единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба - это ». Однако наиболее ценными разновидностями Д. он считал Д. с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой Д. был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. философии Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. люди благодетельствуют; друг представляет для друга сам по себе; друзья проводят совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе» (см. МИЛОСЕРДИЕ). В стоицизме Д. осмысляется как отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. как , при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе. Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. как совершенное и нравственно-прекрасное отношение: «первый дружбы» заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.
В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. от отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. последующих времен сохраняется протипоставление Д. как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим. Критичность или возвышенность в восприятии Д. зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное . В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. становится предметом специального анализа психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Д. присущи: личностный (в , напр. , деловым отношениям) , добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе) , внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства) , устойчивость. Реальное Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич. породненном (кровная Д., побратимство и т. п.) ; способы её заключения, нрава и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактич. родства (воинская Д., напр. , Ахилла и Патрокла у Гомера) . По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политич. приверженцев.

В истории философии Д. рассматривалась преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоц. Д. (напр., Монтень) , другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (напр., Гельвеции) . Нем. романтики, создавшие настоящий Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей. В кон. 19 в. начались первые эмпирич. исследования Д. психологами и социологами.

Содержание и функции Д. существенно изменяются с. возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная в «другом Я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая Д. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется новых форм общения.

В стоицизме дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, чтоони друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, чтоони - честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба “там, где честность, где преданность прекрасному” (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amie., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что

Почти у каждого человека на Земле есть друзья. Но не каждый задумывался над тем, что такое дружба. А зря, ведь настоящую, крепкую дружбу можно обнаружить не часто. Нужно уметь быть другом. Только тогда стоит рассчитывать на дружескую помощь и поддержку.

В начальной школе дети пытаются ответить на вопрос и дать определение «Что такое дружба?». Все дети сходятся во мнении, что дружеские отношения очень важны, без них большинство детей не видели бы смысла в посещении школы.

Дружбой можно назвать близкие межличностные отношения, которые возникают в ходе длительного взаимодействия. Любая дружба основана на взаимной привязанности. Друзьям нравится проводить вместе время, у них обязательно есть общие интересы, во многих вещах у них сходятся мнения и оценки. Не зря в народе говорят, что друзья – это родственные души.

Правила дружбы

  • Совместное времяпровождение

Друзья обязательно должны проводить вместе время. Бывает, конечно, и так, что люди живут в разных странах, и при этом поддерживают дружеские отношения на расстоянии. Но в большинстве случаев, у друзей есть совместный досуг. Ведь если людям нравится проводить вместе время, скорее всего, они станут друзьями.


  • Оказание взаимной помощи

Не зря говорят о том, что настоящий друг познаётся в беде. Невозможно представить дружбу, в которой один друг может проигнорировать другого, в случае беды или неприятностей.

  • Взаимоуважение

Очень важное качество дружбы. Без уважения будет только соперничество и конкуренция. Друзья уважительно относятся к мнениям друг друга. С достоинством и гордостью готовы представить друг друга родственникам и знакомым.

Друзья делятся с друг другом как самыми сокровенными тайнами, так и незначительными мелочами. Это есть коммуникация друзей.


  • Гостеприимство. Умение пустить друга в свой мир, своё пространство – тоже очень важное качество дружбы.

У всей друзей есть своя система ценностей и ценностных ориентиров. Так называемые «инсайды». Инсайд – это выработанный в процессе межличностного взаимодействия смысл чего-либо. Многие, попадая в компанию друзей, слышали, как те обсуждают совершенно непонятные другим вещи, смеются над ними, придают им значимость. Это и есть их инсайды. Друзьям не обязательно посвящать в эти смыслы остальных людей, ведь как только инсайды станут общедоступными и понятными всем, они потеряют свою «сакральность».

Какой должна быть настоящая дружба?

У дружбы, как и у любого чувства, есть свои отличительные черты. Настоящая дружба должна быть:

  • Бескорыстной.
  • Не избирательной в поле и возрасте.
  • Должна основываться на личной привязанности.
  • Не должна иметь сексуальный подтекст.
  • Должна основываться на потребности общения друг с другом.

Одним старинным законом является то правило, согласно которому друзей не может быть слишком много. Если человек считает своими друзьями больше трёх человек, то, скорее всего, некоторые из них являются его приятелями или товарищами. А приятельские отношения, это, всё же, не дружба.


Обычно, мы не выбираем друзей, хотя нам и кажется, что это не так. Чаще всего, схожие в некоторых вещах люди сами находят друг друга, постепенно сближаясь. Мы сближаемся с близкими нам по духу людьми подсознательно, не прикладывая к этому значительных усилий.

Законы настоящей дружбы

Не важно, в какой стране и в какое время живут друзья. Существует ряд законов, на которых строятся любые дружеские отношения:

  • Вера в дружбу. Друзьям не нужно доказывать друг другу, что они действительно являются друзьями. Прелесть таких отношений в том, что они прекрасно понимают это и так.
  • Готовность прийти на помощь. Никто не может представить себе такого друга, который откажет второму в тяжёлую минуту. Это связано с положительными качествами, которые есть у человека. Ещё в старой детской песне все мы слышали и напевали строки про то, что друг в беде не бросит.
  • Самопожертвование во имя дружбы. Суть закона в том, что личные интересы и потребности отодвигаются на второй план. А приоритет отводится общим интересам. Любой человек, понимающий, что значит дружба, всегда будет готов к самопожертвованиям.

Стало быть, для установления крепких, долговременных и доверительных дружеских отношений необходима самоотдача обоих друзей. Быть другом означает прикладывать усилия к тому, чтобы в любой момент оказать поддержку. Поэтому, в любое время и в любом месте нужно помнить про своих друзей, никогда не отказывать им в помощи. Если вы нашли настоящего друга, никогда не забывайте оставаться им сами, ведь «друг» звучит гордо.

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский

Кроме любви и исполнения своих желаний, многие мечтают о том, чтобы рядом с ними всегда находились те, кто их поймет, поддержит, защитит, протянет руку помощи, выслушает и ничего не потребует взамен и речь идет не о родителях, или о любимых людях, а о друзьях. Но настоящие друзья – это подарок судьбы. Так и как не ошибиться, чтобы друг не оказался вдруг не тем человеком.

Что такое настоящая дружба

Дружба чем-то напоминает любовь. Она столь непредсказуема, желанна и по-настоящему бесценна, потому что столь же редка. Действительно встретить настоящих друзей, не менее сложно, чем того, кто сделает счастливой. Ведь дружеские отношения включают в себя не просто общение, а и поддержку в самых трудных ситуациях, полное принятие друга - таким, какой он есть. В отличие от любовных отношений, в дружеских отношениях никто никого не пытается переделать под себя. Люди общаются, потому что вместе им хорошо.

Друзьями становятся, только когда оба испытывают в обществе друг друга комфорт. И эти отношения не переживают таких периодов как сумасшедшая страсть, спокойная любовь и разочарование. Да и не ждут они друг от друга чего-то сверхъестественного и ссорятся гораздо реже, чем влюбленные, между которыми пылают чувства. Люди дружат с теми, кто им нравится как человек, с тем, кто не вызывает у них неприятие, не требует слишком многого и не обижается по любому поводу.


Дружба – это близкие взаимоотношения между людьми, не обремененные беспочвенными ожиданиями и надеждами. В ней люди не растворяются и не теряют себя, как бывает иногда в любви. Наоборот, дружба им помогает чувствовать себя более защищенными, более уверенными в себе . Потому что осознание, что тебе придут на помощь, вселяет уверенность в своих силах. Человеку больше не так страшно, как тогда, когда он один. Ему есть на кого положиться, у кого спросить совета. Он знает, что настоящий друг не придаст и не поставит свои цели выше его.

Как говорят великие «Мы не столько нуждаемся в друзьях, сколько в осознании того, что они придут к нам на помощь, когда нам это будет нужно».

Когда говорят о дружбе, конечно, стоит упомянуть и о главной её составляющей - доверии. Именно оно определяет - считают ли люди кого-то другом или нет. Когда они не могут доверять человеку, они никогда не назовут его другом, не подпустят близко. Даже того, с кем дружили долгие годы, после предательства они вычеркнут из своей жизни. Потому что дружба – это безоговорочное доверие между людьми.


Люди получают от тех, кому доверяют, самое сокровенное - понимание, которого им так часто не хватает. Они знают, что друг их не осудит, поймет, успокоит, выслушает, не станет насмехаться, критиковать, унижать. Он всегда будет на его стороне, даже если все ополчаться против него. Когда люди не уверены, что получат это от человека, который хочет с ними общаться более близко, они не назовут его другом. Без доверия и уверенности в нем о дружбе не может быть и речи.


Фото: что такое настоящая дружба


Она бывает разной. Умеют дружить дети, которые гораздо легче называют других детей своими друзьями, просто поиграв в песочнице или, познакомившись в детском саду. Знакомятся дети и в школе, но вырастая, они общаются уже не со всеми детьми, а только с теми, с кем им интересно и кто понимает их. После школы мальчики ещё могут сохранить свою дружбу, если после армии они возвращаются к себе домой, где и остаются жить. Как впрочем, и девочки, но чаще молодые люди поступают учиться и уже там встречают новых друзей. С возрастом друзей становится все меньше и у взрослых их остается совсем немного, потому что поддерживать близкие отношения с другими людьми очень сложно, когда столько обязанностей, да и встретить человека, которому можно было бы доверять и верить как себе совсем нелегко. К тому же, чтобы сохранить дружбу, люди должны быть готовы уделять внимание не только себе, своей семье, родителям, но и друзьям, что сделать довольно сложно.

Мужчинам дружить гораздо легче, их объединяет масса интересов, на них не лежит столько обязанностей по поддержанию домашнего уюта и воспитанию детей. Женщинам же оторвать от себя лишнюю минутку, чтобы просто поговорить с подругами, совсем непросто, особенно если муж слишком ревнив или тиран. Именно поэтому мужская дружба встречается гораздо чаще, чем женская, а не, потому что женской дружбы не бывает.

Признаки и качества дружбы

Прежде чем назвать кого-то другом или самому им стать, необходимо понимать, какие же качества нужны, чтобы люди были друзьями, какие признаки свидетельствуют, что этот человека действительно настоящий друг, к которому вы всегда можете обратиться за помощью и с гарантией получите эту помощь.

  • Дружбы не бывает без взаимного интереса, симпатии, желания помогать, заботиться, общих увлечений.
  • Она увядает без общения, встреч, обсуждения личных проблем, готовности тратить свое время на другого человека.
  • Её обязательными признаками является понимание и желание разобраться с тем, что беспокоит человека в любой момент времени, готовность прийти на помощь, как бы это ни было тяжело или неудобно.
  • Но и без уважения личной жизни друга не обойтись, пусть и он или она всегда готовы бросить все и прийти по первому зову. Очень скоро подобное эгоистичное отношение заставит их открыть глаза на то, что их используют в собственных целях, не давая построить свою жизнь так, как им хочется. Настоящая дружба держится на том, что люди заботятся о другом так же, как о себе, порой даже больше. Но при этом тот, ради которого готовы пойти на жертву, делает все, чтобы его друзья из-за этого не страдали.
  • Подобные качества и признаки дружбы наглядно свидетельствуют о том, что друзьями не всегда становятся близкие люди. Не все могут назвать своими друзьями родственников, родных братьев или сестер, родителей. Чтобы человек назвал кого-то своим другом, он должен быть в нем уверен как в самом себе. И не требовать от него невозможного.
  • Нельзя назвать дружбой общение с коллегами и знакомыми, пусть оно и довольно тесное, если между людьми нет искренней симпатии, заинтересованности и желания помочь. Даже среди тех, кто объединен общими интересами, например: члены какого-то клуба или спортивные фанаты, часто нет друзей, потому что между ними нет доверия, преданности другому ни как члену его группы, а как к человеку. И если завтра их интересы изменятся, они останутся всего лишь знакомыми, когда-то увлекавшимися чем-то одним.
  • Друзья же могут иметь свои интересы, но при этом они никогда не влияют на их общение и отношение друг к другу.
  • Отношение с коллегами основано на том, что люди находятся долгое время вместе. Их объединяет работа, коллектив, взаимный интерес, что никак нельзя назвать дружбой. Тоже самое можно сказать о партнерах в бизнесе, членах бизнес-групп, руководителей в одной компании. Все это отношения, вынужденные и основанные на личном интересе каждого. В них нет доверия, взаимовыручки, если ситуация никак не затрагивает их интересы.
  • В настоящей дружбе взаимовыручка никак не связана с выгодой. Если одному плохо, то и все другие протянут руку помощи или предложат её, пусть их об этом и не просили. Другу друг никогда не откажет.
  • Бывают ситуации, когда друг попадает в беду, и тогда ему пытаются помочь с помощью горькой правды, либо отказывая в помощи, но нередко на этом дружба заканчивается, так как тот, кто оказался в сложной жизненной ситуации, считает такое поведение человека, которому он доверял, предательством. А тот, кто таким образом хочет помочь, не понимает, почему его друг вместо того чтобы довериться ему и принять его руку помощи, тянет его за собой вниз.
  • Без доверия дружба исчезает, как впрочем, и без симпатии, желания понять и почувствовать внутренний мир другого. Её убивает и невозможность поддерживать отношения и общение из-за переезда в другой город, страну, появление новой компании для общения, замужество, изменение интересов, которые объединяли, отсутствие свободного времени.
  • Но дружба нам необходима, поэтому её важно беречь и ценить. Ведь она дает почувствовать, что мы бесценны и кому-то нужны.

Фото: что такое настоящая дружба

Друзья не предъявляют много требований и часто вообще ничего не ждут в ответ, зная, что получат точно такую же поддержку. Без них, что не говори и как себя не убеждай, трудно прожить. Можно, но все же кто же откажется от тех, кто всегда готов прийти на помощь? Поэтому нет ничего удивительного что дружба – это то, что делает нас счастливыми и вселяет в нас надежду, когда тяжело, а отчаяние грозит поглотить без остатка.