Детский сад. Обязанности воспитателя детского сада должностные. Воспитатель: должностная инструкция. Обязанности воспитателя ДОУ Обязанности воспитателя в дет саду

Человек, которому мы доверяем своего ребенка, пока заняты работой, - это воспитатель детского сада. Именно к нему можно предъявлять самые высокие требования, касающиеся как уровня образования, так и чисто человеческих качеств, ведь он должен совмещать в себе чуткость, понимание и строгость. Хороший воспитатель сегодня на вес золота, ведь это очень сложная профессия, которая требует от человека сильного духа, стойкости, умения быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, при этом беззаветно любя всех детей мира.

Для того чтобы четко понимать, кто же он такой - идеальный воспитатель, стоит сначала разобраться, что же это за профессия.

Кто такие воспитатели?

Воспитатели - это которые воздействуют на умственное и физическое развитие детей 3-7 лет. Воспитатель обязан внимательно присматривать за всеми доверенными ему детьми в тот период, пока они находятся в ДОУ. Кроме того, в это период он должен заниматься их дошкольным обучением, своевременно накормить и положить деток спать, организовать интересные для детей мероприятия. Если воспитатель замечает какие-то проблемы у одного из детей, он в обязательном порядке должен сообщить об этом его родителям и предоставить рекомендации, которые должны помочь решить проблему.

Для упрощения работы за каждым воспитателем должна быть закреплена небольшая группа детей приблизительно одного возраста. И пока дети находятся в ДОУ, вся ответственность за их жизнь, самочувствие и здоровье возложена именно на воспитателя.

Детальнее об их обязанностях

Должностная инструкция воспитателя должна иметь перечень его обязанностей - об этом знают и руководящее звено, и родители, поэтому, если возникает вопрос, касающийся обязанностей воспитателя, достаточно внимательно изучить именно этот документ, чтобы все противоречия были разрешены.

В обязанности воспитателя в обязательном порядке входят:

  • Контроль за посещаемостью. Воспитатель обязан принять ребенка у родителей, а в конце дня отдать прямо в руки.
  • Проведение специализированных занятий для развития детей (улучшения моторики, логики и т.п.). Помимо того, что дети в детском саду развлекаются и отдыхают, хороший воспитатель обязательно должен проводить интересные для детей занятия, на которых детки будут развиваться.
  • Организация игр, мероприятий, праздников. Для того чтобы детям было интересно, воспитатель должен знать множество игр, которые прекрасно подойдут для развития детей. Также на его плечи возложена обязанность организации разных праздников и прочих мероприятий, на которых детки будут учиться проявлять себя, не бояться публики.
  • Контроль над посещением детьми врачей и получением необходимых прививок. Именно воспитатель отвечает за то, чтобы детки оставались здоровыми, и он имеет право настоять на том, чтобы ребенок посетил с родителями того или иного врача.
  • Должностная инструкция воспитателя детсада также подтверждает, что воспитатель обязан помогать детям переодеваться, причесываться, сходить в туалет. Конечно, дети должны привыкать к самостоятельности, но воспитатель обязан присмотреть за ребенком, помочь ему и ни в коем случае не позволять выглядеть неаккуратно или быть грязным.
  • Воспитатель обязан проконсультировать родителей по тому или иному вопросу, который может возникнуть в процессе воспитания их ребенка.

Где может работать воспитатель?

На должность воспитателя могут искать человека как государственные, так и частные, а также центры детского развития. Для каждого такого сотрудника должна быть разработана должностная инструкция воспитателя ДОУ. введенный в действие с начала 2014 года, должен перекликаться с должностными инструкциями воспитателей, так как именно он позволяет стандартизировать процесс дошкольного обучения, чтобы дети имели равные стартовые навыки перед началом школьного образования.

О профессиональных навыках

Понятно, что тот человек, который желает стать хорошим воспитателем, должен не только уметь помогать деткам или организовать праздник для них. Нужно быть способным находить общий язык с абсолютно разными детьми, постараться заметить проблемы и достижения каждого малыша, даже если в группе их больше двух десятков.

Должностная инструкция воспитателя гласит, что необходимо владеть такими навыками:


Как стать хорошим воспитателем?

Хороший воспитатель должен видеть в себе не человека, работающего по профессии, а человека, работающего по призванию. Но несмотря на это, даже должностная инструкция ночного воспитателя подразумевает наличие соответственного образования, так что если вы чувствуете, что желаете работать с детьми, стоит сначала получить диплом, который позволит заниматься любимым делом.

Как получить должность воспитателя в саду?

Многие воспитатели, которые работают в государственных детских садиках, мечтают о более высокооплачиваемой работе. Более высокую оплату труда предлагают в частных учреждениях, но и требования там немного другие. Конечно же, никак не обойтись без опыта работы, оконченного образования. При первых попытках получить подобную должность вам могут предложить должность помощника воспитателя. Должностная инструкция пом. воспитателя подразумевает выполнения почти тех же обязанностей, что и у воспитателя, но оплата будет ниже. Для начала это неплохой вариант, ведь очень скоро можно рассчитывать на повышение.

Что не обязан делать воспитатель?

Должностная инструкция четко очеркивает обязанности, но иногда возникают некоторые ситуации, в которых интересы родителей и воспитателя пересекаются, и возникает Так, родители могут пожаловаться руководству детского сада, хотя сами не понимают границы своих прав и обязанностей. Например, если родители задерживаются, а рабочий день уже закончился, кто в ответе за ребенка: мама или воспитатель? Должностная инструкция не подразумевает ожидания воспитателем непунктуальных родителей, так что не стоит забирать его свободное время после работы.

Мама обязана передать своего ребенка прямо в руки воспитателю. Если родитель оставил дитя у калитки, а малыш упал или поскользнулся, виновата мама, а не воспитатель. Должностная инструкция гласит, что родители обязаны передать ребенка с рук на руки. Если ребенок пришел сам, должен быть составлен подтверждающий документ с подписями воспитателя, а после - и одного из родителей.

Если воспитатель отказывается от требований руководства

Иногда возникают ситуации, в который воспитатель просто отказывается выполнять задание руководства, например, если от него требуют делать ремонт в детском саду за свой счёт. В таком случае нужно ссылаться только на свою должностную инструкцию. Если подобный пункт в ней не прописан, вы имеете полное право отказаться от выполнения подобный поручений.

О чем должен помнить воспитатель?

Должностная инструкция - это не единственный документ, который регулирует деятельность воспитателя. Еще есть требования, закрепленные на государственном уровне (например, санитарно-эпидемиологические). Воспитатель должен знать четко как свои права, так и обязанности, помнить о том, что ему доверяют самое дорогое - детей, поэтому несерьезным и безответственным людям в такой профессии не место.

Еще пара слов о профессии

Хороший воспитатель обязан любить детей, как своих, так и чужих, показывать деткам своим личным примером, каким должен быть взрослый человек. Нужно уметь в маленьком ребенке разглядеть личность со своими требованиями, мнением и желаниями. Ни в коем случае не допускается разное отношение к деткам из одной группы: перед воспитателем все равны, он все любит, во всех верит.

Если вы желаете работать воспитателем, сделайте все, чтобы стать только самым лучшим специалистом, который вызывает восторг и желание равняться на него. Станьте тем супергероем, которым восхищаются маленькие детки, который всегда защитит и поддержит.

Должностные обязанности воспитателя детского сада отличаются от функционала младшего персонала ДОУ необходимостью организовывать и проводить образовательно-воспитательную деятельность по ФГОС. В то же время никто снимает с дошкольного педагога обязанности по обслуживанию малышей и контролю режимных моментов. Так ограничиваются ли должностные обязанности воспитателя по профстандарту? Обсудим в статье.

Должностные обязанности воспитателя устанавливаются должностной инструкцией, трудовым договором между сотрудником и детским садом, а также прописываются в СанПиН дошкольного образования. Функционал воспитателя в ДОУ определяется ФГОС, и условно его можно разбить на части, которые характеризуют режим дня воспитанников:

    встреча детей, собирающихся в группу;

    приём пищи;

    игровая и образовательная деятельность в течение дня;

    дневной сон;

    прогулка на территории детского сада;

    завершение дня.

Совершенствуйте компетенции в вопросах обучения и воспитания детей. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Здесь вы сможете записаться на обучение по программе “Компетенции воспитателя” или выбрать другие курсы по педагогическим компетенциям. По итогам обучения оформим для вас удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Важно понимать, что в функционал дошкольного педагога входит не только и не просто обслуживание детей и забота об их физической безопасности, но, в первую очередь, интеллектуальное и физическое развитие детей. Именно в должностные обязанности воспитателя детского сада входит организация коррекционно-развивающей деятельности по ФГОС. Социальная адаптация, в том числе в ясельной группе, подготовка к школе воспитанников старшей группы - это зона ответственности именно дошкольного педагога.

Этими обязанностями обусловлены требования к квалификации сотрудника. Он должен иметь высшее педагогическое образование, разбираться в детской психологии и физиологии, понимать особенности детско-родительских отношений. Внимательность, отличные коммуникативные способности, чувство такта и высокий уровень энергии - вот особенности сотрудника, которые необходимы для успешного выполнения должностных обязанностей воспитателя ДОУ.

Руководитель детского сада должен регулярно отправлять воспитателей на курсы повышения квалификации. В Школе менеджера образования собраны дистанционные курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта и ФГОС ДО. Например, можно записать воспитателей на курс «Школа менеджера образования» . Какие еще есть онлайн-курсы в Школе Менеджера образования, смотрите .

Основные должностные обязанности воспитателя ДОУ по профстандарту

В должностные обязанности воспитателя в ДОУ входит ежеутренняя встреча детей. Причём, воспитатель обязан поинтересоваться у взрослых, приводящих малышей в группу, о состоянии здоровья ребенка на текущий момент. Организацией питания обычно занимаются другие должностные лица в детском саду - младшие воспитатели, помощники, няня, но сам педагог также должен наблюдать за проведением завтраков, обедов, полдников и помогать воспитанникам осваивать навыки самообслуживания. В ясельной группе воспитатель детского сада может помогать докармливать малышей.

Ключевым моментом, который отличает дошкольных педагогов от младшего персонала, являются его обязанности в организации воспитательно-образовательной деятельности по ФГОС. В течение дня воспитатель должен следит за сеткой занятий и контролировать режим дня, чтобы запланированная деятельность вписывалась между режимными моментами. Одна из главных должностных обязанностей воспитателя по ФГОС - организация наблюдения за воспитанниками детского сада. Наблюдение важно и для своевременной коррекции воспитательной деятельности, и для ведения портфолио и отчетов, и для оценки работы дошкольного заведения в целом.

Как сотрудник, который непрерывно контактирует с детьми в группе, воспитатель несёт ответственность за информирование старшей медсестры о состоянии здоровья подопечных. Также им ведется табель учета посещаемости, и, в случае отсутствия ребенка, выясняется причина непосещения ДОУ.

Совместно с узкими специалистами - инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом и другими - воспитатель ДОУ участвует в организации праздничных и полезных досуговых мероприятий. В должностные обязанности воспитателя детского сада ясельной группы входит также совместное проведение физических упражнений с малышами. Вместе с медсестрой воспитатель проводит профилактические мероприятия по укреплению здоровья, а также особенно внимательно следит за состоянием здоровья воспитанников с ОВЗ.

При организации сна воспитатель должен помочь уложить малышей, а также находиться рядом со спящими детьми, если его помощник или младший воспитатель не могут по какой-то причине контролировать детский сон.

Должностные обязанности воспитателя при прогулке в детском саду начинаются с момента сборов. Педагог контролирует одевание, помогает малышам собраться для выхода на улицу. Организовать познавательную деятельность по ФГОС во время прогулки - также задача дошкольного педагога. Наблюдение за природой, активные и подвижные игры, контроль за поведением воспитанников на участке - такую работу должен выполнять педагог.

Завершаться рабочий день воспитателя в ДОУ может как передачей группы второму педагогу, тогда дети “сдаются” по списку, или передачей детей родителям и совершеннолетним законным представителям.

Кроме педагогической и частично обслуживающей деятельности, в должностные обязанности воспитателя по профстандарту входит ведение документации, а также - повышение собственной педагогической квалификации. Воспитатель должен участвовать в педсоветах, родительских собраниях и других мероприятиях детского сада.

Список должностных обязанностей воспитателя детского сада

Согласно должностным обязанностям воспитатель обязан:

    соблюдать права и свободы ребенка согласно Конвенции ООН о правах ребенка;

    соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к организации дошкольного образования;

    создавать благоприятные условия для физического, интеллектуального и духовного развития малышей в ДОУ;

    осуществлять присмотр и уход за воспитанниками детского сада в помещениях и на участке ДОО, а также при проведении выездных форм активности;

    контролировать режимные моменты в группе;

    следить за актуальностью и безопасностью развивающей предметно-пространственной среды в группе;

    поддерживать контакт с родителями и законными представителями воспитанников

    планировать и реализовывать образовательную программу по ФГОС ДО, в том числе индивидуальную, если особенности воспитанников в группе требуют специфического подхода;

    организовывать игровую деятельность дошкольников в помещении и на прогулке;

    принимать участие в организации развлекательных мероприятий в детском саду;

    наблюдать за динамикой развития, поведением, здоровьем дошкольников и фиксировать полученную информацию;

    анализировать потребности дошкольников и проводить сравнение нужд на начало и конец года.

Должностные обязанности воспитателя, по большому счету, не отличаются в муниципальном или частном детском саду. Особенности функционала дошкольного педагога, безусловно, зависят от локальных-нормативных актов конкретного заведения. Но, обобщая, можно сказать, что основная задача воспитателя детского сада - реализовать цели, прописанные во ФГОС ДО, и обеспечить комфортную среду для успешного развития ребенка и его легкого перехода с одной образовательной ступени на другую.

Согласовано Утверждаю

Председатель профкома Заведующая

МДОУ детский сад №12 МДОУ детский сад №12 __________ Агапова Т.Р. _________Авдеева О.В.

20____ г. ______________20___ г.

Должностная инструкция

воспитателя.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
  1. Воспитатель ДОУ назначается и освобождается от должности приказом заведующей ДОУ. На период отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя его обязанности могут быть возложены на другого воспитателя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующей ДОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
  2. Воспитатель подчиняется заведующей ДОУ и старшему воспитателю.
  3. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией и законами РФ; Указами президента РФ и решениями правительства РФ органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания; Конвенцией о правах ребенка, нормативными методическими документами по вопросам коррекционно-развивающего обучения и воспитания, а так же Уставом ДОУ, Конвенцией развития, годовым планом ДОУ, базисной, специальными программами, новыми и традиционными образовательными технологиями и методиками, реализуемые в процессе работы с детьми, приказами и распоряжениями заведующей ДОУ, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
  1. ФУНКЦИИ:

Основными направлениями деятельности воспитателя ДОУ являются:

  1. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса, анализ его результатов и дальнейшая коррекционно-развивающая работа с детьми.
  2. Обеспечение режима норм и правил техники безопасности в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе.
  1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:
  1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.
  2. Проводит совместно с медперсоналом ДОУ комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизического развития детей. Оказывает первую и доврачебную медицинскую помощь.
  3. Своевременно информирует заведующую, медицинский персонал ДОУ, родителей об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает медицинской сестре об отсутствующих детях, выясняет причины их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  4. Согласовывает с родителями планируемые в ДОУ профилактические прививки детей под роспись родителей.
  5. Уделяет детям, пришедшим в сад после болезни особое внимание.
  6. Помогает вновь поступившим детям в адаптации к условиям детского сада.
  7. Обеспечивает строгое выполнение установленного для детей режима дня.
  8. Содействует созданию и использованию условий в группе для полноценного развития дошкольников с учетом их возраста и склонностей.
  9. Способствует развитию общения воспитанников. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями.
  10. Работает в тесном контакте со специалистами.
  11. Координирует деятельность помощника воспитателя.
  12. Осуществляет текущее и перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в группе.
  13. Обеспечивает качественное выполнение запланированной работы, используя индивидуально-дифференцированный подход к детям.
  14. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает к активному сотрудничеству с детским садом.
  15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям.
  16. Ведет обязательную документацию:
  1. журнал учета посещаемости;
  2. план работы;
  3. журнал закаливания;
  4. документацию, установленную руководством ДОУ в соответствии с номенклатурой дел.
  1. Бережно использует имущество, закрепленное за группой, методическую литературу, пособия. Ведет учет игрушек и дидактического материала.
  2. Строго по графику проходит медосмотр.
  1. ПРАВА:

Воспитатель имеет право:

  1. Участвовать в работе Совета педагогов.
  2. Избирать и быть избранным председателем Совета педагогов ДОУ.
  3. Выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы /в т. ч. и авторские/,
  4. Методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы.
  5. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  6. Требовать от администрации МДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации.
  7. Повышать квалификацию, профессиональное мастерство.
  8. Аттестовываться на соответствующую квалификационную категорию.
  9. Участвовать в экспериментальной работе, распространять свой педагогический опыт, получивший научное подтверждение.
  10. Получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, дополнительные льготы, предоставляемые педработникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией образовательного учреждения.
  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
  1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение без уважительной причины Устава ПВТР МДОУ, законных распоряжений заведующей д/с, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
  2. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, связанных с физическими и психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель д/с может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
  3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, санитарно-гигиенических правил, охраны жизни и здоровья детей привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке действующим законодательством РФ.
  4. За причинение детскому саду и участникам учебно-воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах установленных трудовым или гражданским законодательством.
  5. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей.
  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ:
  1. Воспитатель работает по графику, исходя из 36-часовой рабочей недели. График утвержден заведующей ДОУ.
  2. Самостоятельно планирует учебно-воспитательный процесс.
  3. Предоставляет устный или письменный отчет о работе за год, о своей деятельности согласно распоряжению администрации ДОУ.
  4. Получает информацию нормативно-правового или организационно-методического характера от заведующей ДОУ, старшего воспитателя. Знакомится под расписку с соответствующими документами.
  5. Обменивается информацией, опытом работы со своими коллегами.
  6. Координирует и направляет работу помощника воспитателя группы.
  7. Строит учебно-воспитательный процесс с учетом взаимодействия с другим воспитателем группы, муз. руководителем, инструктором по физкультуре, психологом, другими специалистами, родителями воспитанников.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, психологию, индивидуальные и возрастные особенности детей, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должностная инструкция может быть изменена и дополнена.

С инструкцией ознакомлена: _____________ __________________

(подпись)

«______» _______________

_____________________________________________________________________

Должностная инструкция отвечает требованием раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «В квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н


Как только ребенок начинает ходить в детский сад, заботливых мам одолевает беспокойство: обеспечен ли их малышу в садике должный уход, хорошо ли выполняет воспитатель свою работу? Что входит в обязанности воспитателя детского сада и как быть, если педагог не в полной мере свои обязанности выполняет?

Что входит в обязанности воспитателя детского сада

В своей работе воспитатель детского сада обязан придерживаться требований должностной инструкции, которая регламентирует деятельность педагога, его права, обязанности и ответственность. Так, воспитатели несут полную ответственность за здоровье и жизнь своих воспитанников. В должностные обязанности воспитателя детского сада входит также тщательный присмотр за воспитанниками, осуществляемый в соответствии с требованиями инструкций об охране здоровья и жизни детей, обеспечение строгого выполнения принятого в дошкольном учреждении режима дня и информирование старшей медсестры о любых замеченных изменениях в самочувствии воспитанников. Совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения воспитатель организовывает закаливающие, профилактические и гигиенические мероприятия.

Воспитатель обязан проводить развивающую и образовательную работу с детьми в соответствии с программой дошкольного учреждения и утвержденной сеткой занятий. В своей повседневной работе педагог должен учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, проявлять такт и терпение при общении с детьми и их родителями, с уважением относиться к личности каждого ребенка.

В должностные обязанности воспитателя детского сада входит создание в группе условий для полноценного развития и обучения детей и благоустройство участка для прогулок. Воспитатель также должен совместно с инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем организовывать праздники и обеспечивать интересный досуг детей. Должностная инструкция требует от всех педагогов дошкольного учреждения четкого ведения педагогической документации и систематического повышения профессиональной квалификации.

Как видим, требования к педагогам дошкольного образования, с одной стороны, достаточно жесткие, с другой – ряд положений должностной инструкции содержит возможность достаточно широкой их трактовки. Например, в обязанности воспитателя детского сада входит уважительное отношение к каждому ребенку и проявление педагогического такта в общении с детьми, но не говорится о запрете тех или иных видов наказания (речь не идет, конечно, о физических наказаниях). Да и померить уважительное отношение конкретного воспитателя к конкретному ребенку представляется делом весьма затруднительным, так что недоразумения между педагогом и родителями практически неизбежны.

Обязанности воспитателя детского сада: что делать в спорных ситуациях?

Претензии у родителей к воспитателям дошкольных учреждений возникают достаточно часто: ребенок плохо одет или не переодет вовремя и отдан родителям грязным, ребенку не уделяется достаточно внимания, его заставляют, есть насильно или наказывают за то, что не спит в тихий час. Порой мамы на родительских форумах в интернете спрашивают: входит ли в обязанности воспитателя детского сада следить за тем, чтобы ребенок был одет правильно? Кому пожаловаться, если брюки на малыше постоянно наизнанку?

Ваши требования к воспитателю лучше сначала обсудить с самим педагогом и излагать их в виде просьбы – так вы избежите конфликта и скорее сможете рассчитывать на то, что воспитатель пойдет вам навстречу. Если же речь идет о нанесении ребенку морального ущерба или случаях травм, то тут действовать придется иначе.

При нанесении ущерба здоровью ребенка вина воспитателя должна быть доказана. Должно быть, очевидно, что ребенок получил травму именно в тот момент, когда находился в дошкольном учреждении под присмотром конкретного педагога. Доказательствами может служить вызов бригады «Скорой помощи» по адресу детского сада, показания свидетелей. Если вина педагога доказана, то ущерб (моральный или материальный) взыскивается с дошкольного учреждения, а с конкретным педагогом будет разбираться уже администрация.

Если же вы считаете, что те или иные действия воспитателя нарушают права вашего ребенка и наносят ему моральный ущерб, то следует написать заявление на имя заведующей дошкольным учреждением. В заявлении нужно указать конкретные факты, описать неподобающие действия педагога. Вы можете также на основании изложенных вами фактов потребовать наказать воспитателя вплоть до отстранения от педагогической деятельности или просить перевести ребенка в другую группу. Если обращение к заведующей не возымело результата, жалобу в письменной форме следует направить в департамент образования города. Составляйте жалобу в корректной форме, указывая только факты неправомочных действий воспитателя и бездействия заведующей. Обычно обращения в департамент образования бывает достаточно для того, чтобы были приняты соответствующие меры. Если же реакции не последовало, то в случае жестокого обращения с ребенком, нанесения ребенку во время пребывания в дошкольном учреждении ущерба здоровью или наличия фактов незаконного сбора денег, родителям следует обращаться с заявлением в суд. В этом случае ответчиками будут конкретный педагог, заведующая дошкольным учреждением и департамент образования города.

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.


Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.


Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-об разовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?


Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.


Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.