Как организовать и провести занятие по конструированию в средней группе детского сада. Людмила Куцакова - Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий Декорирование и размер поделок
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»
Образовательная область: Познавательное развитие
Конспект занятия по конструированию для детей
средней группы (4-5 лет)
Тема:
«Кроватка для Машеньки»
Подготовила и провела:
Воспитатель группы № 7
Метельская О.П.
Зеленоград. 2015 г.
Цель:
Совершенствовать конструктивные умения, различать и называть основные строительные детали. Научить детей делать постройку кроватки.
Задачи:
- Закреплять цвет предметов;
- Соотносить постройку с образцом, использовать детали разного цвета.
- развивать интерес у детей к деятельности с деревянным строительным материалом;
- Развивать умение располагать конструктивные детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой;
- Развивать интерес и желание сооружать постройки и использование их в играх .
- Воспитывать любовь к сказкам, внимательно относится к образному слову;
- Воспитывать познавательный интерес, умение выражать свои впечатления в связных высказываниях;
- Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: загадка, заблудилась, девочка, Машенька, медведи, лесная, избушка, большой, грубый, тоньше, писклявый, миска, пониже, ростом, погремушкой, друзей, сердились, детали, состоит, ровно, плотно, приставить, спинки, цвет, «высокие», узкую, удобно, по размеру, замечательно, довольны, спят, конструктор, веселые, подушки, подсказки, сказка, герои.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: 2 кубика; 2 кирпичика, кукла Маша;
Раздаточный: 2 кубика; 2 кирпичика, игрушки по количеству детей.
Методы и приемы:
- Беседа, вопросы к детям,
- Загадывание загадки,
- Объяснение педагога,
- Рассматривание,
- Практическое обучение,
- Сюрпризный момент (приход куклы Маши).
Предварительная работа:
- Рассказывание сказки «Три медведя»,
- Просмотр диафильма по сказке,
- Рассматривание иллюстраций,
- Обследование предметов в реальном пространственном расположении.
Ход занятия:
I часть. Беседа по сказке.
Слышится стук в дверь.
Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Машенька. Педагог демонстрирует детям куклу в народном костюме .
Давайте узнаем, из какой сказки она к нам пришла.
Воспитатель присаживается к детям и загадывает загадку:
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула, и три кружки
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Ответы детей )
Правильно, это сказка «Три медведя». Жила была девочка Машенька с дедушкой и бабушкой. Однажды отправилась она в лес за грибами и заблудилась. Набрела в лесу на избушку, зашла и удивилась. Ребята, а что же она увидела в лесной избушке? (Ответы детей ).
Да, у каждого медведя был свой стул и своя кровать. Вспомните, кто жил в этой избушке? (Ответы детей )
А как звали медведей? (Ответы детей )
II часть. Игра «Три медведя шли домой»
Давайте превратимся в медведей.
Воспитатель предлагает детям встать врассыпную
Три медведя шли домой | (ходьба на месте) |
Папа очень был большой | (встать на носочки, поднять руки вверх)) |
Мама с ним пониже ростом | (руки на поясе) |
И Мишутка крошка просто | (сесть на корточки) |
Очень маленький он был | (ходьба гусиным шагом) |
С погремушкою ходил | (с воображаемой игрушкой дети двигаются гусиным шагом) |
III часть. Демонстрация образца.
После физкультминутки воспитатель предлагает детям присесть рассмотреть на демонстрационном столе образец кровати, накрытой салфеткой.
Ребята, в сказке у каждого медведя была своя кровать, а у Маши её не было. Помогите мне сделать кровати для Маши и её друзей. Только давайте рассмотрим, из каких деталей состоит кровать.
Воспитатель снимает салфетку, и дети видят образец кровати.
Как называются детали? (Ответы детей )
Какого цвета кубики? Какого цвета кирпичики? (Ответы детей )
Что есть у кирпичика? (Ответы детей )
Как вы хорошо знаете детали конструктора.
(Затем объясняет и показывает, как делать кровать из строительного материала).
Ребята надо взять кубики красного цвета, ровно и плотно приставить их друг к другу, это то, на чем можно лежать.
А что еще есть у кровати? (Ответы детей )
Правильно, но мы поставим кирпичики на узкую сторону. Ну, все готово, кровать прочная и удобная.
IV часть. Практическая деятельность
Ребята, давайте подойдем к столам и начнем делать кровати.
Воспитатель в процессе работы помогает, поощряет детей, т.е. руководит действиями, предотвращая возможные ошибки. Когда дети справятся с постройкой кровати, можно предложить им сходить друг к другу в гости и рассмотреть работы друзей. Педагог подчеркивает, что сначала нужно сделать кровати, а затем только укладывать спать игрушку.
V часть. Итог занятия
Ребята, вы работали как настоящие мастера. Все детали конструкции соединили правильно, и кровати получились прочные и красивые, и всем друзьям захотелось поспать.
Дошкольники укладывают игрушки в кроватки. Педагог подзывает к себе детей.
Тише, тише, не шумите, все игрушки спят. Давайте вспомним, кто сегодня пришел к нам в гости? Из какой сказки? Что мы делали для Маши и ее друзей? (Ответы детей).
Постройки детей можно использовать вне занятия, обыгрывая разные ситуации, дополняя их новыми постройками.
Конструирование - один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.
Конструирование в средней группе детского сада: цели, виды и задачи
Конструирование - вид детской продуктивной деятельности, в процессе которой малыши изготавливают различные постройки и поделки, отображая явления предметного мира и объекты природы. Цели его:
- повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
- совершенствование конструкторских умений и навыков;
- развитие творческого потенциала детей;
- предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.
Ребёнок - прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Л.В. Куцакова
«Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»
Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию воспитанников.
Виды конструирования
Различают такие виды конструирования:
- Техническое. Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют:
- строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева);
- конструкторы с деталями, имеющими крепления;
- крупные модульные блоки.
- Художественное. Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из:
- бумаги и картона;
- природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.);
- бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.).
Фотогалерея: материалы для технического конструирования
Классический деревянный конструктор - лучший строительный материал для дошкольников С помощью деталей пластикового конструктора дети смогут закрепить цвета и форму геометрических тел Пазовый конструктор типа «Лего» позволяет малышам легко и быстро создавать крепкие постройки Конструктор-пазл набирает всё большую популярность, но пока его больше используют для игровой, а не учебной деятельности Моделируя постройки из крупных блоков, дети учатся ориентироваться в пространстве и рационально его использовать
Задачи обучения конструированию
Основные задачи технического конструирования в средней группе:
- совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, брусок и т. д.);
- учить выбирать стройматериал в зависимости от величины и назначения готового изделия;
- закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как эти части соединены друг с другом, что находится вверху, что внизу и т. д.);
- развивать умение сравнивать предметы и постройки, применять его на практике (для большой машины нужен широкий мост, для высокой матрёшки - высокие ворота);
- изготавливать собственные сооружения, используя показанные воспитателем принципы конструкций;
- комбинировать крупные и мелкие детали, декорировать постройки, обыгрывать их.
Задачи конструирования из бумаги:
- расширить представления детей о бумаге как удобном и красивом материале для поделок (она легко поддаётся склеиванию, изменению формы, её можно сминать и скручивать, резать ножницами);
- дать понятие об отличии ватмана и картона от бумаги (они более плотные, их трудно деформировать, но изделия из них прочнее, дольше сохраняют свой вид);
- учить создавать поделки из бумаги, используя её красочность, эстетичный вид;
- обучить воспитанников новому способу конструирования - из бумажных квадратов путём складывания по диагонали и вдвое с совмещением противоположных сторон;
- придавать поделке готовый вид наклеиванием мелких дополнений (колёс, окошек, декоративных элементов).
В средней группе дети овладевают новым навыком: учатся складывать квадрат бумаги пополам, совмещая углы
Использование природного материала в конструктивно-модельной деятельности ставит перед педагогом такие задачи:
- развитие представлений о дарах природы и использование их для создания красивых поделок;
- формирование умения рассматривать, изучать имеющийся материал и представлять, на что он похож и что из него можно сделать;
- обучение навыкам воплощать замысел, создавать цельный художественный образ, комбинируя разные виды природного материала (шишки, сухие листья и ветки, крылатки клёна, ореховую скорлупу и др.), а для крепления используя клей и пластилин;
- приобщать детей к миру природы, воспитывать экологически целесообразное поведение во время сбора природного материала на прогулках.
Главной целью конструирования из природного материала является создание художественного образа на уже имеющейся готовой основе
Помимо специальных задач, конструирование решает ряд общих, таких как:
- развитие речи (дети должны описать, что они соорудили, как можно использовать изделие);
- развитие памяти, воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве;
- совершенствование представлений о цвете и форме;
- воспитание аккуратности, трудолюбия (всегда складываем конструктор и материалы на место), экономности (при использовании бросового материала), любви к природе и бережного отношения к её дарам;
- укрепление чувства товарищества и взаимопомощи;
- формирование стойкого интереса к профессиям строителя, конструктора, желание беречь результаты их труда.
Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ
Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу).
Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность.
Следует приучать малышей аккуратно складываать на место конструктор и другие материалы после окончания занятия или игры
Кроме того, нужно помнить:
- Особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения.
- Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели. Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала - разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно.
- Со временем природный материал приходит в негодность, поэтому его необходимо периодически проверять, удаляя испорченный. К этому виду труда можно привлекать и детей.
- Природный материал собирается только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов срывать не следует.
Сбор природного материала для поделок ребёнок может превратить в увлекательную игру
Приёмы, используемые в работе с детьми пятого года жизни
Основными приёмами обучения конструированию являются:
- Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие (мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение поделки или постройки.
- Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат.
- Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных, наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность.
- Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме.
- Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на вид и форму готового изделия. К примеру, если ребёнок не сумел точно совместить стороны квадрата при сгибании, воспитателю следует оценить, насколько деформирована будет готовая поделка, и помочь маленькому конструктору исправить недочёт. Следует также учить детей анализировать поделку, сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу.
Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования:
- По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из отдельных деталей, частей.
- По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу.
- По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых.
Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору, овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования.
Занятия конструированием в средней группе детского сада
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по конструированию необходима в процессе обучения, потому что она:
- позволяет педагогу проводить работу одновременно со всей группой детей, выполнять определённые программные требования;
- наиболее полно и систематизированно осуществлять выработку умений и навыков;
- контролировать уровень овладения навыками конструирования у детей и при необходимости проводить индивидуальную работу;
- разнообразить конструирование другими видами деятельности (рисованием, аппликацией), дополнить чтением стихотворений, загадок, слушанием музыкальных произведений.
Структура и временной план занятия
Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе - художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом.
Приблизительная длительность занятия - 20 минут, и состоит оно из таких этапов:
- Организационная часть. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.).
- Основная часть.
- Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.).
- Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.).
- Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.).
- Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.).
- Итоговая часть. Рассматривание. обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.).
Непременным условием успешного проведения занятия является предварительная работа с детьми. На прогулке, во время экскурсий по городу воспитатель обращает внимание дошкольников на здания, архитектурные сооружения, которые есть в их городе или посёлке, учит подмечать их характерные признаки (из каких частей состоят, какой величины, цвета, материал, из которого они сделаны, чем украшены, для чего служат).
Замечательно, если удастся провести наблюдение за работой строителей, ремонтом заборов, установлением, покраской скамеек в сквере и т. д. В детях пятого года жизни высоко развита подражательность взрослым, причём подражать они хотят, создавая определённый полезный результат. Аналогия с созидательной деятельностью взрослых повысит заинтересованность детей, позволит расширить их кругозор, даст толчок обыгрыванию увиденного после занятия.
Чтобы заинтересовать детей конструированием, их нужно как можно подробнее познакомить с работой строителей
Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера.
Если предстоит изготовить лесовичка или другого сказочного персонажа из природного материала, предварительную работу можно провести с использованием фрагментов соответствующих мультфильмов. Можно разучить заранее весёлую песенку о гномике, ёжике (по теме предстоящего занятия) и спеть её во вступительной части занятия.
Мотивирующее начало занятия
Известно, что правильная мотивация - половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются:
- Появление сказочного героя, персонажа любимого литературного произведения, лесных гостей (зверят), которые просят малышей помочь им. Например, ёжику нужна корзинка для сбора яблок, бумажной кукле - новая мебель.
- Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек.
- Сюрпризный момент. Он непременно должен нести что-то необычное, удивительное. Тут будет уместным появление красивого, привлекающего внимание предмета (декоративной снежинки с блёстками, макета самолёта или корабля, подарка от сказочного героя). Сюрприз должен вызывать эмоциональный отклик у детей, стимулировать к творчеству и фантазированию. Он будет кстати на занятии по художественному конструированию.
- Проблемная ситуация. Её озвучит сказочный герой, также она может содержаться в аудиописьме или простом письме персонажа (заранее оформленном воспитателем). К примеру, в группу приходит грустная обезьянка, она скучает по своей семье, которая живёт в далёкой Африке, за океаном. Чтобы помочь ей повидать родных, дети решают построить корабль, который переплывёт океан. Или же Весна присылает малышам письмо с просьбой изготовить цветы в подарок мамам и бабушкам.
- Дидактическая игра несложного содержания («На чём люди ездят?», «Летит, едет, плывёт», «Лесные жители, детки и родители», «С какой ветки эти детки?» и др.).
- Рассматривание иллюстраций, картин, краткая беседа по их содержанию.
Эта добрая и забавная обезьянка сможет мотивировать детей построить корабль, чтобы переплыть через океан
Мотивирующий этап должен логически сочетаться с темой занятия и временем года.
Конструирование техническое и из бумаги проводят в групповой комнате. Поделки из природного материала делают в помещении весной и осенью, а зимой конструирование можно вынести на улицу и построить горку, снеговика, снежную крепость.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по конструированию
Тема и автор НОД | Содержание фрагмента |
Фрагмент занятия на тему «Мосты», автор Коломенская Л.А. | Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней. (Выслушивает предположения детей). Загадывает загадку:
В.: Хотите послушать сказку про кубики? (Да). Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Рассказ с показом:
Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их. |
Фрагмент занятия на тему «Будка для собачки», автор Суворова Л.А. | Проводится игра с мячом «Кто в каком домике живёт». Дети стоят в кругу лицом к воспитателю. У воспитателя в руках мяч. В.: Ребята, я буду бросать мяч и называть животное или птицу. А тот, кто поймал мяч, называет, где это животное или птица живёт. Бросает мяч:
Игра проводится несколько раз. |
Фрагмент занятия на тему «Грузовые машины», автор Штарёва Н.А. | Воспитатель вносит в группу сундучок, в котором находится игрушка-грузовик. В.: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. А хотите узнать, что там? Тогда отгадайте загадку:
В.: Правильно. Это грузовик (достаёт игрушку из сундучка). А почему его так называют? (Перевозит разные грузы).
(Дети вместе с воспитателем выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, и «едут» под музыку «Мы едем-едем-едем…» по группе).
Все машины едут на стоянки, на стульчики за столы, на которых для каждого ребёнка приготовлен набор блоков Дьенеша и схема с изображением грузовика. |
Таблица: примерная картотека занятий с детьми пятого года жизни
Автор | Хабибуллина А.Н., воспитатель МАДОУ Берёзка, г. Когалым, ханты-Мансийский АО | ||
Месяц | Вид деятельности | Тема НОД | Задачи НОД |
Сентябрь | Загородки и заборы |
|
|
Ковёр из листьев |
|
||
Октябрь | Конструирование из строительного материала | Домики, сарайчики |
|
Конструирование из бумаги | Вагоны |
|
|
Ноябрь | Конструирование из строительного материала | Терема |
|
Конструирование из природного материала | Ёжик |
|
|
Декабрь | Конструирование из строительного материала | Лесной детский сад |
|
Конструирование из бросового материала | Игрушки на ёлку |
|
|
Январь | Конструирование из строительного материала | Грузовые автомобили |
|
Конструирование из бумаги | Ёлочка |
|
|
Февраль | Конструирование из строительного материала | Мосты |
|
Конструирование из бумаги | Будка для собаки |
|
|
Март | Конструирование из природного материала | Цветы для мам и бабушек |
|
Конструирование из строительного материала | Корабли |
|
|
Апрель | Конструирование из строительного материала | Самолёты |
|
Конструирование из бумаги | Корзиночка |
|
|
Май | Конструирование из строительного материала | Постройка по рисунку |
|
Конструирование из природного материала | Пчёлки |
|
|
Цит. по: http://kladtalant.ru/publikatsii-pedagogov?publ=23023 |
Фотогалерея: схемы и готовые постройки из строительного материала
Строя мосты, дети знакомятся с понятием равновесия Кораблик - одна из самых популярных фигур при работе со строительным материалом Самолёт из строительного материала - довольно неустойчивая конструкция Постройку терема детям не всегда удаётся сделать устойчивой При постройке моста через «реку» ребёнку следует учесть размер корабликов Из строительного материала можно сделать грузовик, но перемещать его с места на место не получится Из строительного материала получаются разнообразные арки и башни Объединив постройки нескольких ребят, можно получить готовую тематическую композицию
Индивидуальный подход на занятии
На занятиях по техническому конструированию допустимо давать разноуровневые задания, если дети работают в парах, по 4 за одним столом, сооружая общую постройку. Тогда тот, кто успевает сделать свою часть работы раньше, может помочь остальным или выполнить некоторые действия сверх предусмотренного плана (выбрать и установить дополнительные детали украшения, соорудить небольшую постройку рядом с основной, если остались материалы).
Занятия по художественному конструированию обычно предполагают выполнение одинаковой поделки всеми детьми, но активные малыши могут заскучать, если справятся с работой раньше. Воспитателю следует иметь в запасе несколько вариантов, чем занять такого ребёнка: предложить ему сделать ещё одну несложную поделку по теме прошлых занятий, дать возможность украсить работу некоторыми деталями по желанию (приклеить или нарисовать что-то). Вполне возможно, что ребёнок, закончив поделку раньше остальных, захочет просто рассмотреть её или тихо поиграть с ней, этому тоже не стоит мешать.
Иногда ребёнок хочет украсить свою поделку особенными деталями, а иногда - просто поиграть с ней
Индивидуальные предпочтения малышей следует учитывать и при выборе материалов для поделок. У детей уже есть любимые цвета, элементы декора, поэтому стоит предоставить им право выбора. Кто-то захочет делать жёлтую корзинку и украсить её розовым цветком, а кому-то нравится голубая основа и красные ягоды для украшения.
Элементов декора всегда стоит заготавливать несколько больше, чем требуется на группу, и варьировать их (если цветы, то разной конфигурации, если грибочки, то разного вида).
Декорирование и размер поделок
Украшение поделок - важный этап в становлении эстетического вкуса и мировосприятия ребёнка. Нужно давать дошкольнику как можно больше свободы и выбора в этом вопросе, так мы воспитаем активную, мыслящую личность, способную принимать собственные решения и отстаивать своё мнение. Кроме того, обучая детей декорированию готовых изделий, воспитатель развивает у них чувство симметрии и соразмерности частей, учит гармоничному сочетанию цветов.
Для украшения бумажных поделок можно использовать рисунки фломастерами или восковыми карандашами, они дают яркий насыщенный цвет линий и легки в использовании. Корзинки, ведёрки, домики и прочее можно украсить аппликацией из ткани, кружевной тесьмы. На поделки, в которых использовался пластилин, легко крепятся бусинки, пайетки. Обрезки пряжи, нарезанные трубочки для коктейля, пуговицы, пробки, кусочки слюды, солома, мох, сухие травы и колосья - всё это также может быть использовано как дополнение для создания цельного художественного образа, наиболее полного воплощения замысла.
Основой для забавной поделки могут стать даже кукурузные початки
Поделки из бумаги и подручного материала не следует задумывать слишком крупными и громоздкими, ребёнку должно быть удобно держать их, играть, манипулировать ими. Постройки из кубиков, блоков должны соответствовать по размерам предполагаемой функции (строим мост достаточной ширины, чтобы проехала большая машина, корабль мастерим такого размера, чтобы в нём уместились все игрушки, которые хотят путешествовать).
Видео: занятие по конструированию из бумаги в средней группе
Видео: занятие по Лего-конструированию в средней группе
Особенности проведения открытого занятия по конструированию
На открытом занятии по конструктивно-модельной деятельности должны быть учтены такие моменты:
- Актуальность темы занятия (отражает ли оно тематику самообразования педагога или проблему, над которой работает коллектив ДОУ).
- Использование инновационных методик, дидактического материала, оборудования. Это могут быть блоки Дьенеша, нетрадиционные материалы (коробки, пробки, макароны, пластиковые тарелки). Приглашённым на занятие коллегам полезно увидеть что-то новое и интересное для себя, способствующее их профессиональному росту и самосовершенствованию.
Готовясь к занятию, воспитатель должен:
- Обдумать цели, задачи, методы и приёмы, которые будут использованы на показе НОД.
- Составить подробный конспект с указанием всех видов деятельности, используемых игр, литературных произведений, малых форм фольклора и т. д., а также своих реплик и возможных ответов детей.
- Рассчитать ожидаемый результат, возможные трудности и способы их устранения (дети могут растеряться в присутствии посторонних, замешкаться с ответом, нужно быть готовым к этому, подбодрить ребёнка, задать наводящий вопрос).
- Подготовить пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
- Расположить демонстрационный и раздаточный материал так, чтобы детям было удобно им пользоваться, хорошо видно.
- Продумать организацию пространства: где рассадить детей, где гостей, чтобы они не отвлекали малышей (лучше расположить приглашённых за спинами сидящих воспитанников), как расставить крупное оборудование, куда повесить мультимедийную доску, если её используют.
- За несколько дней до занятия сообщить родителям. Подготовить детей, рассказать, что у них будут гости, воспитатели из других детских садов, которые посмотрят, как малыши умеют работать с конструктором.
- Подготовить речь, поясняющую коллегам цели и задачи занятия, методы их достижения.
Чего не следует делать:
- Проводить изнуряющие репетиции. Лучше загодя разбить всю НОД на части и использовать в разных видах деятельности то дидактическую игру, то физкультминутку. Тогда занятие не будет выглядеть заученным и искусственным.
- Затягивать продолжительность занятия выше нормы. Если планируется НОД с интеграцией разных образовательных областей, то её допустимо продлить на 5–6 минут.
- Проводить более одного открытого занятия в день. И дети, и воспитатель должны отдохнуть, снять напряжение. Оставшись в группе после ухода коллег, педагог ещё раз хвалит малышей, вспоминает удачные моменты занятия. Это способствует налаживанию эмоциональной близости, помогает детям получить удовлетворение от выполненного, ведь они тоже чувствовали ответственность и волновались.
- Давать детям больше нагрузки или предлагать им виды работ, которые не соответствуют возрасту, желая «поразить» гостей. Дети должны выполнять действия и получать знания, которые даются им и на обычном занятии.
- Перегружать занятие пёстрой наглядностью, визуальными эффектами, дорогими декорациями. На открытый показ приходят, чтобы увидеть и перенять опыт, который можно использовать и в своей работе.
- В случае неудачи изводить себя самокритикой. Любая неудача даёт толчок для движения вперёд.
Коллеги также должны быть корректны и относиться с пониманием к педагогу, поскольку для него открытый показ - большая ответственность и нервная нагрузка.
Таблица: пример конспекта открытого занятия по конструированию в средней группе
Автор | Мавлютова Г.Я., воспитатель МБДОУ Детский сад №6 «Василёк» Кувандыкского городского округа Оренбургской области |
Тема | «Дома на улицах города» |
Этап НОД | Содержание этапа |
Задачи НОД |
|
Оборудование и материалы |
|
Предварительная работа |
|
Организационная часть | В.: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас снова такими красивыми, здоровыми, с добрыми глазками. Нас ждут сегодня увлекательные игры и ещё много интересного. Сначала поздороваемся. Коммуникативная игра с артикуляционной гимнастикой «Здравствуйте» (по М. Картушиной).
Определение психологического состояния детей.
|
Основная часть | В.: Вот какие весёлые человечки! И у каждого есть свой дом, где его любят, ждут и все они живут одной семьёй. Домики есть у животных, даже у насекомых. Посмотрим, у кого какой дом. Дидактическая игра «У кого какой дом». Мультимедийная презентация. Слайд №1. В.: Смотрите, как же муравей и пчела носят строительный материал. Может, мы тоже попробуем без рук таскать палочки? Игра-эксперимент «Прижимая верхнюю губу к носу, несём трубочки-палочки». В.: Как выглядит дом у людей, из каких частей он состоит? (Из фундамента, стен, окон, перекрытия, крыши). Какие детали нужны, чтобы построить дом? (Кирпичи, кубики, пластины). Посмотрим на экране. Слайд № 2. Мультимедийный показ, как геометрические фигуры превратились в строительные детали. В.: На какую грань поставили кирпичик? (На узкую длинную грань). Люди каких профессий работают на стройке? (каменщик, маляр, штукатур, крановщик). А вы хотите строить дом? (Ответы детей. Затем они надевают форму: каски, фартуки, нарукавники). Соблюдайте правила безопасности. Динамическая музыкальная пауза «Я хочу построить дом». В.: Как вы думаете, можете вы поставить свой дом где захотите? (Нет). Вам покажут специальные участки, площадь. Сейчас каждый возьмёт номер участка и схему будущей постройки и найдёт свой участок. Расскажи, Эмиль, про свой чертёж. (Рассказ ребёнка). Приступаем к работе. Делайте постройки крепкие, устойчивые. Самостоятельная работа детей по схеме. |
Итоговая часть | В.: Вот закончили мы постройку. Когда стоит много домов, как мы это назовём? (Улица). А если эта улица очень длинная? (Проспект). Как назовёте этот проспект? (Проспект Мира, Детский). Как будете переходить улицу? (По пешеходному переходу). Есть у вас знак такой, ставьте, где должен стоять знак. На что смотреть, когда переходите улицу? (На светофор). Где светофор поставим? Что за этот знак? («Осторожно, дети!»). Возле какого здания поставим такой знак? (Возле школы, детского сада). А чтобы всегда было красиво на улице, возле дома, что надо делать? (Сажать цветы, не сорить во дворе). Рефлексия. В.: Ребята, вы так сегодня старались, трудились все на славу. Спасибо вам за ваш труд. Вы так порадовали людей, жильцов своей работой. Всегда есть маленькая тропиночка, которая ведёт вас в дом. Если вам сегодня понравилась такая работа, положите зелёную плитку,если вам что-то не удалось, что-то не получилось, положите красную плитку. Скоро заселятся жильцы в эти дома. Будет новоселье, праздник. Давайте сделаем праздничный фейерверк. (Мыльные пузыри). |
Анализ занятия и диагностика навыков детей средней группы по конструированию
После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно.
Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами.
Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей конструированию.
Таблица: пример диагностической карты
Конструирование как тема самообразования педагога
Если конструктивно-модельная деятельность детей близка педагогу, и он хочет развивать свои знания и умения в этом направлении, то конструирование вполне может стать темой самообразования. Работа воспитателя по своему профессиональному совершенствованию будет проходить в таких направлениях:
- Изучение инновационных технологий, использование нетрадиционных материалов для изготовления собственно поделок и их декорирования.
- Изучение и анализ рекомендованных общеобразовательных программ.
- Чтение новинок методической литературы по теме.
- Участие в методических объединениях, посещение открытых мероприятий на уровне города и ДОУ.
- Участие в тематических выставках, семинарах, мастер-классах.
- Исследование возможностей детей в данной области, стимулирование их поисковой, экспериментальной деятельности.
- Работа с родителями (консультации, индивидуальные беседы, привлечение к участию в выставках поделок, обогащении развивающей среды группы).
Проведение занятий по конструированию и их полноценный глубокий анализ помогут педагогу сделать свою работу с дошкольниками среднего звена ещё более продуктивной, а в малышах воспитатель, который сам увлекается конструированием, разовьёт как творческие и художественные способности, так и задатки будущих изобретателей, архитекторов, мастеров.
Светлана Нетребко
Конструирование из строительного материала по парциальной программе И. А. Лыковой «Умные пальчики : Конструирование в детском саду »
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей 4-5
ет группы общеобразовательной направленности и воспитателей стажировочной площадки г. Курска и Курской области.
Тема : «Как загородка превратилась в зоосад »
Образовательные задачи :
Расширять опыт создания замкнутых построек по условию. Закрепить синхронный способ конструирования от начальной точки .
Развивать ассоциативное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.
Дать представление о зоопарке как специальном сооружении для зверей и его назначении.
Материал :
строительный материал по количеству детей , зоологические игрушки, демонстрационные карточки, видео и фото презентации.
Литература : Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики : конструирование в детском саду »
Предварительная работа со взрослыми :
Перед началом занятия поставить задачу перед слушателями :
Посоветовать и подсказать по необходимости какой высоты и размера должна быть загородка для конкретного животного.
Вместе с ребёнком обсудить и наполнить загородку содержимым , создать условия для жизни животного.
Ход НОД.
Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые гости! Мы ждали встречи с вами. Мы вам очень рады, ведь к нам в группу приходят только друзья. Давайте поприветствуем друг друга следующим образом. Ребята вам подскажут.
Приветствие «Пальчиковая игра»
Давайте будем дружить друг с другом
Как птица с небом, а поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Ребята, проходите, присаживайтесь рядом с нашими гостями.
(дети садятся за столы)
(воспитатель демонстрирует птичку, читает стихотворение)
Воробей взъерошил пёрышки,
Жив, здоров и невредим
Ловит мартовское солнышко,
Каждым пёрышком своим.
Отогрелся, зачирикал и поведал мне историю о своём увлекательном путешествии. Я вас предлагаю её послушать.
Видео «Где обедал воробей»
Ребята, где побывал воробей?- в зоопарке.
Скажите, а кто-нибудь из вас был в зоопарке?- да
А что это за место такое?
Кто там живёт?
Его построили люди?
Фото презентация»Московский зоопарк»
Беседа по презентации :
1. Вот посмотрите, дорогие мои друзья, это Московский зоопарк. А надо вам сказать, что в каждом крупном городе имеется свой зоопарк. Итак, зоопарк- это специальное сооружение, построенное людьми, в котором обитают дикие животные.
2. Их привозят из разных мест, из пустыни, тайги, джунглей, что бы люди могли узнать, как выглядят экзотические животные, как они двигаются, питаются, какие у них повадки. Там за животными ухаживаю, а учёные их изучают.
3. Скажите, вы заметили, где живут звери в зоопарке?- в клетке
А для чего они нужны?
Вы обратили внимание, что животные разного вида живут отдельно друг от друга? А что будет, если поселить зебру со львом?- съест
А как вы думаете, могут ли животные убежать из зоопарка?- да
Чем это опасно, как вы считаете?- животное может пораниться в городе, напасть на кого- нибудь.
Что нужно сделать, что бы этого не случилось?- сделать крепкие и высокие загородки .
А вот если бы мы вдруг решили построить свой собственный игрушечный зоопарк, какой материал бы нам подошёл, из чего лучше строить?
Скажите, а каких животных вы бы хотели увидеть в нашем игрушечном зоопарке?
А где живут эти животные?- в Африке.
В Африке? Давайте проверим (достаёт географическую карту) Вот Африка. Да, точно в Африке. Значит, нам надо туда отправиться. Выходите скорее ко мне, заводим моторы.
Подвижная игра «Африка»
Макет «Африка»
Осторожно руками не трогать, могут укусить. Ребята, посмотрите, каждое животное живёт в своей климатической зоне. Это очень важно знать, что бы создать в зоопарке похожие условия. Ведь первое правило зоопарка- животному должно быть хорошо! Осторожно погружаем животных на поезд и отправляемся обратно. Поезд поведу я, а вы возвращайтесь на свои места.
(Дети садятся за столы)
Итак, дорогие друзья, наши животные в ожидании. А мы давайте внимательно рассмотрим картинки.
Беседа по дидактической карте.
Для кого построили загородку ?- для слонов
Почему загородку сделали более высокой?- что бы слон не смог перешагнуть.
Посмотрите на последнюю картинку. Здесь ребёнок построил целый зоопарк? Как ему это удалось? Что он для этого сделал? (если ребёнок затрудняется ответить- каких животных вы видите? Сколько клеток)
Построить целый зоопарк- это огромный труд. Вот для этого и нужны друзья. Мы поможем друг другу и построим настоящий игрушечный зоопарк! Главное, не торопитесь. Сначала определим, кто и для кого будет строить.
(Дети по очереди выбирают животных)
Обсуждение принципа работы.
Строительство- это точная наука. Скажите, загородка - это линейная конструкция ил замкнутая ?- замкнутая. Правильно.
И ещё один секрет!
У вас на столах дощечки - это пол вашей загородки . Строить мы будем на нём. Если я буду строить загородку одной рукой- вот так, то она убежит от меня в сторону. Что бы этого не произошло, строить нужно двумя руками одновременно! (демонстрирует) -Раз-два, раз-два.
Я буду строить центральный вход в зоопарк. Именно сюда ваши помощники воспитатели принесут ваши загородки . Мы объединим их и посмотрим, что получится.
Как строить понятно? Тогда приступаем к работе.
Совместная работа детей и слушателей .
Воспитатели вспомните о своём задании в начале занятия.
(Поставили загородки на стол , сформировали зоопарк. Стали вокруг.)
Поднимите свои ручки. Сейчас они у нас отдохнут.
Пальчиковая гимнастика на стихи Шипуновой :
Как сегодня в загородке
Ставим мы перегородки.
Вот кирпичик, вот брусок.
Кубик, кубик, уголок,
Колышки, дощечки в ряд-
Получился зоосад !
Давайте пригласим нашего воробья, пусть полетает по нашему зоопарку.
Воробей : Чик-чирик, кто здесь живёт? Что ты знаешь об этом животном?
Замечательный у вас зоопарк! Мне очень понравился.
Воспитатель : Вот и погостили африканские животные в нашем игрушечном зоопарке. Пора им домой. Давайте посадим их на поезд. И гостям нашим собираться пора. Давайте попрощаемся. До свидания! Спасибо за интересную игру. Приходите в гости, милости просим.
Публикации по теме:
Конспект развлечения по конструированию «Дорога в замок Синего короля» для детей 3–4 лет Дорога в замок Синего короля Задачи Уточнить представление о дороге как сооружении, созданном для удобства перемещения в пространстве, и.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию во второй младшей группе ДОУ «Загородка для уточек» Непосредственно-образовательная деятельность Конструктивно-модельная деятельность «Загородка для уточек»воспитатель Михайлова Наталья Михайловна,.
Полихудожественный подход, как средство развития эмоциональной отзывчивости детейЗадачи: 1. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Конспект НОД по конструированию для детей 3–4 лет «Ворота для весёлых грузовичков» Мария Воробьёва Конспект НОД по конструированию для детей 3-4 лет: «Ворота для весёлых грузовичков» Цель: Развивать элементарные конструктивные.
Описанные в методических рекомендациях примерная тематика интеграционного конструирования для детей среднего дошкольного возраста, методы и приемы педагогического руководства детским конструированием в образовательной и досуговой деятельности, примерное описание организации построек, планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования, советы по использованию алгоритмичных иллюстраций - все это в комплексе поможет воспитателям обеспечить выполнение...
Предлагаемый наглядно-дидактический комплект "Конструирование из строительных материалов" включает в себя 14 красочно оформленных листов, позволяющих ребенку доступно и увлекательно в совместной деятельности со взрослым или самостоятельной игре осуществить в определенной технологической последовательности, действуя по алгоритму и применяя приемы конструирования со строительными деталями, построение восьми моделей (башня с флажками, мосты, гараж, двухэтажный дом, домик для мишки, ворота, кроватка для кукол, трамвай).
Описанные в методических рекомендациях примерная тематика интеграционного конструирования для детей среднего дошкольного возраста, методы и приемы педагогического руководства детским конструированием в образовательной и досуговой деятельности, примерное описание организации построек, планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования, советы по использованию алгоритмичных иллюстраций - все это в комплексе поможет воспитателям обеспечить выполнение требований ФГОС ДО к примерной образовательной программе дошкольного образования, планировать освоение содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", в занимательной форме расширять представления дошколят о предметах окружающего мира, развивать целеустремленность, речь, усидчивость, технические способности, воображение, память детей.
Предназначено воспитателям ДОО, специалистам дошкольного образования
и развития; полезно родителям.
Конспект занятия по конструированию в средней группе
Вид: Конструирование из готовых геометрических форм
Тип: конструирование по рисунку
Тема: «Мосты»
Продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, кубов, призм, цилиндров), анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
Упражнять в умении различать и называть геометрические формы: куб, брусок, призма, цилиндр, кирпичик.
Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
Воспитывать самостоятельность.
Материал и оборудование: готовые геометрические формы, рисунки, музыкальное сопровождение, река (соединенная в кольцо полоса голубой бумаги), городок из коробок.
Предварительная работа: экскурсия к реке (на мост), рассматривание иллюстраций с изображением мостов.
Ход:1.Игровая ситуация: воспитатель вносит красивую коробку и предлагает угадать, что в ней (Предположения детей). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Кубики)
В-ль: Хотите послушать сказку про кубики? (Да) Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Согласны? (Да) Рассказ с показом :
Как-то Кубик в лес пошел,
Там Кирпичика нашел,
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу – скок-поскок –
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок детали:
«Вы Цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком»,
А Кирпичик удивился:
«Нам навстречу он катился?
Ну, теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я ее – без дела
Она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
И со схемою в руках.
(Дети находят соответствующие геометрические формы, называют их).
Воспитатель рассказывает: Собрались как-то друзья Геометрические формы в свой любимый парк отдыха, подошли к реке и не знают, что делать. (На объединенных вместе четырех столах разложена река (полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо, в центре кольца устроен парк (деревья, скамейки, качели и т.д.)
Проблемная ситуация: как попасть в парк, как можно перебраться через реку? (предположения детей: на лодке, переплыть, построить мост)
Воспитатель хвалит за их предложения, предлагает остановиться на том, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить в парк по прочному мосту.
Предлагается несколько вариантов постройки мостов. Рисунки разбираются: что сначала нужно построить, какие детали необходимы при строительстве.
2. Воспитатель предлагает построить мост по рисунку.
Самостоятельная деятельность детей.
Приемы руководства: музыкальное сопровождение, игровые приемы, указания.
3.Итог: В-ль: чему мы сегодня научились? Что вам понравилось? Обыгрывание построек.