Квест добрые дела. Квест - игра "День добрых дел" методическая разработка (подготовительная группа). принадлежать эта бейсболка

Развитие эмоционального интеллекта у самых маленьких.

Доброта - готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым. Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как и шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.

В детстве и юношестве доброта - одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству.

Игры, развивающие нравственные качества ребенка!

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

« Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

« Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста

Цветотерапия

Красный цвет.

Упражнение №1

Цель:

Ход: в пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра№2 «Красный предмет в моей ладошке»

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Ход: закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой – то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь. Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки) . Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение №3

Цель: коррекция страхов, инертности, апатии.

Ход: подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет.

Упражнение №1

Цель:

Ход: на плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Упражнение №2 Релаксация.

Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: педагог дает задание детям вырезать бабочек двух цветов: красного и желтого. После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.

Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!

Желтый цвет

Упражнение№1

Цель:

Ход: на листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музыку наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение№2

Цель: коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки.

Ход: ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Упражнение№1

Цель:

Ход: на листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра№2 «Зеленые обитатели леса»

Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т.д.). Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать. Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз).

Упражнение№3

Цель: коррекция возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Упражнение№1

Цель:

Ход: на акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака). Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение №2

Цель: коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Ход: подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

Карточки - эмоции

Можно их вырезать из журнала или распечатать из Интернета. Пусть на них будут лица с разнообразными эмоциями.

Вы можете предложить ребенку: угадать, что чувствует человек на каждой картинке; попробовать сделать такое же лицо, как на выбранной картинке; придумать различные ситуации, в которых человек испытывает те или иные эмоции.

«Курсы актерского мастерства».

Приготовьте карточки с описаниями различных ситуаций из жизни детей. Ребенок должен с помощью жестов, звуков и выражения лица изобразить, что чувствует герой ситуации.

«Угадай!».

Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.

«Как я говорю?»

Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.

« Давайте поздороваемся!»

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«Встаньте те, кто…»

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,

Радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,

Любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«Опиши друга»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

«Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Подарок на всех (цветик - семицветик)»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Портрет самого лучшего друга»

Цель: развитие анализа и самоанализа .

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

Помогай друзьям.

Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

Не завидуй.

Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«Этюд на различные позиции в общении»

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Волшебные средства понимания»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«Лица»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

Радость,- удивление,- интерес,

Гнев, злость, -страх,- стыд,

Презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

« Маски»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«Рисование»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения .

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

«Художник слова»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«Сделаем по кругу друг другу подарок»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии .

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен".

Подарок можно описать словами или показать жестами.

«Игрушка»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать .

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

«Ролевое проигрывание ситуаций»

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания .

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

«Я хороший – я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа .

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

« Настроение»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

«Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

Когда люди улыбаются?

Какие бывают улыбки?

Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

Нарисуйте улыбающегося человека.

Улыбающийся человек, какой он?

«Общее настроение»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника .

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап : Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап : Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

«Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

« Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

« Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - * голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!*

Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Психологическая лепка»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) - и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Прогулка по ручью»

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Развитие эмоционального интеллекта у взрослых

Стоит отметить также некоторые подходы и техники, которые можно использовать для развития эмоционального интеллекта не только с детьми, но и с подростками, и со взрослыми.

Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Существует два основных способа восприятия окружающей действительности и воссоздания ее образа – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям. Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны. Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить те же эмоции, что и тогда (прием визуализации ). Ассоциирование может помочь и при общении с другими людьми. Так как в процессе коммуникации многие ассоциируются только с неприятными деталями, взаимодействие с партнерами по общению иногда вызывает отторжение. Если осуществить противоположное действие и ассоциироваться в общении с приятными чувствами, можно обнаружить рядом приятных собеседников.

Таким образом, эмоции находятся в прямой зависимости от мышления. Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

Для того, чтобы уметь владеть не только своими состояниями, но и эмоциями своего партнера по общению, что сильно повысит ваш эмоциональный интеллект, можно провести упражнение “Помоги успокоиться”. Паре людей предлагается какая-то эмоционально напряженная ситуация. Задача у одного члена пары снять напряжение своего партнера. Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фантастический характер, чтобы избежать личной вовлеченности участников. Время ограничено 2-3 минутами. Партнер и ситуации каждый раз меняются. По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения, и кому из них это лучше всего удалось.

Для развития эмоционального интеллекта полезны также упражнения на поиск сходства с другими людьми, что является одним из способов научиться лучше понимать себя и другого. Для этого используется задание “Подчеркивание общности”: надо мысленно найти 20 общих качеств с человеком, которого вы узнали несколько дней назад или даже полчаса тому назад. Это попутно вырабатывает способность к рефлексии и адекватной самооценке.

Чтобы развивать свое знание эмоций и эмоциональных состояний, можно разработать свой собственный Словарь эмоций . В нем должно быть четыре раздела: положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные (противоречивые) эмоции. Словарь нужно пополнять всякий раз, когда вспоминается новый термин, описывающий эмоциональное состояние.

Способность к безусловному принятию людей, которая, по данным многих авторов, также относится к эмоциональному интеллекту, можно выработать довольно простым способом. Для этого можно использовать упражнение “Подчеркивание значимости”: нужно задаться целью в течение дня не менее двух (трех, четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы работаете или общаетесь - отмечать их удачные идеи, предложения, выражать им уважение и симпатию.

Таким образом, набор техник и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей и тех людей, которые задействованы в работе. Искренне надеюсь, что опыт, представленный в этой статье, будет интересен и полезен педагогам и психологам в самых разных областях.

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Способность правильно распознавать свои эмоции и управлять ими – залог и профессионального успеха, и счастливой жизни. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект, и начинать нужно с раннего возраста. Психолог Виктория Шиманская предлагает 6 упражнений, которые будут полезны для вашего ребенка – и для вас.

ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ EQ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

1. КОРОБОЧКА ЭМОЦИЙ

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

2. ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

3. ЧТО Я ЧУВСТВУЮ СЕГОДНЯ

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ-ПУТЕШЕСТВИЕ

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

5. ЭМОЦИИ В КРАСКАХ

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

6. КОМПАС ЭМОЦИЙ

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19 Коломенский городской округ Московской области»

Сценарий квеста: «По дороге добрых дел»

Подготовили:

учитель начальных классов

Поспелова Алена Юрьевна,

Коломна

2018

    В пустой бутылке: «Привет, ребята! Я - черепаха Тортила. Недавно я узнала, что здесь живет мой сородич, и наконец-то я добралась до этого места. Слушайте меня внимательно. У меня случилась беда: сегодня ночью кто-то украл у меня ключик. Этот ключик золотой, очень даже непростой. Наверно, его не так просто найти, но вы ведь поможете мне?»

(В конверте подсказка разрезанная на несколько частей «Бегите во 2Б класс». Нужно собрать все части и прочитать где спрятана следующая подсказка)

    Первым героем, к которому они попали, стал Карабас-Барабас. Так как герой отрицательный от него было очень сложное задание, зашифрованное в выделенных буквах ответов на вопросы.

(На обратной стороне распечатанного Карабаса – Барабаса написано задание)

Какое слово нужно сказать, если тебя сделали доброе дело? (спаси Б о)

Что нужно сказать при встрече учителю? (здравств У йте)

Как можно поздороваться с другом? (п Р ивет)

Когда ты просишь что-нибудь у друга, что нужно сказать? (пож А луйста)

Если ты случайно наступил учителю на ногу, что нужно сказать? (извини Т е)

Что нужно сказать взрослому человеку на прощание? (до св И дания)

Что мы желаем друг другу, когда садимся за стол? (прият Н ого аппетита)

Что можно сказать на прощание другу? (п О ка)

Слово из букв Б У Р А Т И Н О.

Ребята, Буратино любит петь и танцевать, где у нас в школе поют и танцуют?

(все идут к актовому залу)

    Под распечаткой Буратино задание: «Выберите из предложенных вам слов, только добрые слова»

жадность

зависть

мама

вежливость

улыбка

мир

добро

война

друг

« Вы – молодцы. Справились с заданием. Я могу вам подсказать человека, который знает местонахождение ключика. Он очень любит красивые магниты. Ищите магниты и найдете подсказку».

    Под распечаткой Мальвины задание:

«Ребята, вы все знаете, что я очень умная девочка! Чтобы получить новую подсказку, вам нужно превратить злые слова в добрые!»

Злой – добрый

Плохой - хороший

Враг - друг

Плачет - смеется

Трусливый – смелый

Черный – белый

«Молодцы! Справились со всеми моими заданиями! Но вот только я посмотрю, руки вы давно не мыли! Пора вам помыть руки! Там и найдете подсказку!»

    Около раковины нас ожидал Пьеро. Задание на обратной стороне распечатки.

«Ребята, мне так грустно! Я так давно не слышал добрых слов… Возьмитесь за руки и встаньте в круг! И каждый по кругу должен сказать доброе слово!»

«Какие вы молодцы! За это я вам дам подсказку!

«Я знаю, что у черепахи Тортилы есть ключик. Обратитесь к ней». К счастью, черепаха вспомнила, что видела ключик у учителя 3 класса.

    Все идут к кабинету №17! Там их ожидает учитель!

«Осталось последнее задание! Если вы со мной согласны хлопайте, если нет – топайте».

Поздороваться при встрече...

Толкнуть, но не извиниться...

Перебивать во время разговора...

Уметь соблюдать на уроке тишину...

Уметь выслушать друга.

Пропустить вперед девочек...

Уходя, сказать «До свидания»

Громко разговаривать...

Помочь поднять упавшую вещь...

Обозвать обидным словом соседа...

Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

«Молодцы, ребята, вот он наш заветный ключ. В классе нас ждет небольшой сюрприз!»

(Открывается дверь, дети занимают места в классе, просматривают небольшой видеоролик о доброте и взаимопомощи)

    Рефлексия

    Итог

Авторы: Чеповская Лариса Анатольевна, Симонова Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель, воспиитатель
Учебное заведение: МБДОУ №139 д/ с "Чебурашка"
Населённый пункт: Бурятия. г. Улан-Удэ.
Наименование материала: Образовательно-развлекательная программа для родителей
Тема: Квест-игра "Дорогою добра" посвященный Дню Матери.
Дата публикации: 26.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Образовательно-развлекательная программа для родителей

квест - игра «Дорогою добра» ко дню Матери

Составили:

Симонова С.В.воспитатель

Чеповская Л.А.Муз. руководитель

Улан-Удэ. Ноябрь 2017г.

Цель мероприятия:

Способствовать повышению роли и престижа мамы, семьи в жизни

общества.

Повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

Привлечь внимание педагогов, родителей к проблемам окружающей среды

и нахождения возможных путей их решения.

Формировать экологическое мышление, грамотность и культуру.

Создать доброжелательную атмосферу среди педагогов и родителей.

Воспитывать уважительное отношение к мамам.

Привлекать молодое поколение к участию в проектах экологической

направленности.

Формировать навыки умения работать в команде и действовать сообща.

Программа предусматривает проведение следующих этапов:

Праздничное поздравление руководителя детского сада

Праздничное поздравление детей.

Квест-игра по экологии для мам «Дорогою добра»

Подведение итогов.

Награждение.

Регламент мероприятия

1.Открытие мероприятия. Слово заведующей МБДОУ-2 мин.

2.Выступление детей- 10 мин.

3.Станция «Лесная»- 15 мин.

4.Станция «Байкал»- 15 мин.

5.Станция «Превратим мусор в красоту»- 15 мин.

6.Станция «Путеводная звезда Млечного пути»- 15 мин.

7. Станция «Дорогою добра»- 15 мин.

Сценарий

Ведущая: Добрый день, говорим мы Вам. Мы не случайно собрались

сегодня в этот ноябрьский день, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре

мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и

всех, кто пришел на наш праздник, который мы посвятили самым добрым,

самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же,

самым красивым, нашим мамам.

Девочки исполняют музыкальную композицию «Ребенок спросил у

бога», « Мамино сердце», мальчики с шарами-сердечками исполняют

« Мама-первое слово»

(звучит фонограмма музыки, ведущий читает стихи)

Ведущий:

Свет мой, зеркальце, скажи!

Да всю правду доложи:

Кто на свете всех мудрее.

Всех любимей и добрее?

И ей зеркальце в ответ:

Ребенок:

Все прекрасны, спора нет!

В мире есть такое слово,

Что дороже дорогого!

Ребенок:

В этом слове первый крик,

Радость солнечной улыбки,

В этом слове - счастья миг

Дорогой и очень близкий.

Ведущий : Это слово -

Дети: мама!-

Ребенок:

День мамы, праздник не простой,

Для всех детей, самый любимый.

Пусть мама будет вечно молодой,

И самой нежной, милой и красивой.

Дети хором: - Мама, милая моя! Поздравляю я тебя!

Ребенок:

Слово мама – дорогое.

Мамой нужно дорожить.

С ее лаской и заботой

Легче нам на свете жить.

Ребенок:

Наших мамочек нет лучше,

Нет, добрей их и нежней,

Будем мы всегда послушны,

И поздравим их скорей!

Исполняют песню: «Мама»

Ребенок:

Мама - это небо!

Мама - это свет!

Мама - это счастье!

Мамы лучше нет!

Ребенок:

Мама - это сказка!

Мама - это смех!

Мама - это ласка!

Мамы любят всех!

Ребенок:

Мама, нет тебя дороже,

Мама все на свете может,

Мам сегодня поздравляем,

Мамам счастья мы желаем.

Дети выходят из зала.

Ведущая: Уважаемые родители! Сегодня мы предлагаем вам принять

участие в « Образовательно-развлекательной программе квест-игре

«Дорогою добра» в рамках программы «Тепло традиций» посвященной Дню

матери и завершению года Экологии

В ходе игры, мы совершим небольшое путешествие по экологическим

станциям, а в конце игры станем экспертами в решении экологических

проблем. Первое, что вам предстоит, это разделиться на команды.

В этом нам помогут наши кураторы, которые раздадут вам эмблемы разного

цвета (раздают).

А я познакомлю вас со станциями

которые вам предстоит сегодня посетить

в качестве путешественников (презентация станций).

команд зададут маршрут вашего путешествия. По прибытии на станцию

команда будет получать задания. Выполнив задания, команде предлагается

нарисовать эмблему, привлекающую внимание к экологической проблеме.

Ребенок

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Исп.танец «Мухоморов»

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен!

Исп.танец «Ягодки»

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Входят дети, исполняют песню «Дорогою добра», уходят из зала.

Входят сопровождающие кураторы 4 команд с маршрутными листами и

ведут по 4 станциям.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Группа №5

танция №1 «Лесная»

Игроков встречает Осень и предлагает присесть.

Уважаемые путешественники! Я рада приветствовать вас у меня в гостях.

Вам предстоит сегодня быть смелыми, активными, веселыми. Только

выполнив мои задания, вы сможете найти выход из моих владений. Итак,

приступим к испытаниям.

Задание №1 Вопросы экологического теста:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:

А) чтобы лучше слышать;

Б) для торможения на повороте

В) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1,3 тепла, образующегося при

обмене веществ)

2. Зачем страус прячет голову в песок?

А) от страха

Б) разыскивает пищу

3. Почему у дятла мозги целы?

А) мозги маленькие

Б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы –

пружинистая хрящевая ткань)

В) череп очень крепкий

4. Почему дрожит мышка?

А) боится кошки

Б) проветривает шкурку

В) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко

ускоряются)

5. Зачем белке хвост?

А) чтобы греться

Б) для красоты

В) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук

от фортепьянного концерта до крика зайца)

Задание №2: «Природные барометры»

Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с

изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы? Я буду читать примету,

а вы будете отвечать, к чему происходят те или иные действия.

Осенью листопад пройдет скоро – ожидай ……(крутой зимы)

Зимой облака движутся против ветра – к…. (метели)

Когда цветет черемуха – всегда бывает… (холодно)

Комаров много – завтра….. (будет дождь)

Задание №3: «Деревья»

А) В августе в лесу можно заметить интересную особенность: в хвойной её

части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной – прошлогодних

опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается

ли это на почве?

Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её

переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется

и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем

лиственном лесу. Из – за медленного перегнивания хвои в почве хвойного

леса мало накапливается перегноя.

Б) Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят

на земле мох, хвоя и трава?

Ответ: Из-за поверхности корневой системы, которая повреждается даже при

беглом низовом пожаре, и нижние ветки располагаются близко к земле.

В) Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только

бактерии, но и даже насекомые?

Ответ: Черемуха

Г) Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок?

Ответ: Урожай семян сосны и ели.

Задание №4: «Ребус»

Перед вами игровое поле, которое разделено на квадраты, а в каждом

квадрате написана буква.

Ваша задача – найти и составить из букв названия животных.

ИТОГ: Вы справились с заданиями. Прошу вас нарисовать эмблему

привлекающую внимание к данной проблеме.

Станция № 2 «Байкал»

Игроков встречает Владычица морей, озер и океанов. Она приглашает гостей

Владычица: Здравствуйте, уважаемые гости! Приветствую вас в моем

В мире есть много озер – больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых

и живописных. Но ни одно из них не может сравниться с Байкалом по

широкой известности и громкой славе. Ни о каком другом озере не сложено

столько легенд и сказаний, песен и стихов.

Задание №1: « Легенда»

Атрибуты: парики, макет скалы, «доспехи».

Владычица: Сейчас я буду рассказывать легенду, а вы попробуете её

обыграть. Для первого испытания мне потребуются три человека (на главные

роли), и несколько человек на второстепенные роли.(Желающие выходят и

примеряют на себя атрибуты обыгрывания.

Владычица: О Байкале существует легенда, которую знает и стар, и млад.

Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал, и берет свои

воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Байкал. И была у него дочь

по имени Ангара.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что живет за

горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она полюбила его всем

сердцем. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил её в хрустальный

дворец на дне подводного царства. Ангара плакала и просила богов помочь

ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и рекам размыть

хрустальный дворец. Ангара вырвалась на свободу и бросилась бежать по

узкому проходу в скалах.

От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было

разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и

осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и называют

ее Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый

раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от

смертоносных посланцев отца.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к

Студёному морю.

Владычица: Как вы уже поняли, в моем царстве речь сегодня пойдет о

Байкале. С первым испытанием справились.

Задание №2:

Владычица: Назовите мне морских обитателей озера Байкал.

Атрибуты: карточки с изображением обитателей Байкала.

Бонус: назвать обитателей, занесённых в красную книгу. (нерпа, осётр)

Задание №3: Разгадать кроссворд.

Атрибуты: кроссворд формат А3, фломастер.

Байкал – кроссворд

По горизонтали:

1. Самое глубокое озеро в мире.

3. Единственная дочь Байкала.

5. Юго-западный ветер на Байкале.

7. Красная рыба Байкала.

8. Живородящая рыба Байкала.

11. Деликатесная рыба Байкала.

13. Какая из птиц может "бегать" под водой.

по вертикали:

2. Северо-восточный ветер на Байкале.

4. Единственное млекопитающее животное Байкала.

6. Меньший брат Байкала.

9. Низшие одноклеточные и многоклеточные растения.

10. Северо-западный ветер на Байкале

12. Юго-восточный ветер на Байкале.

Ответы:

1. Байкал 2. Баргузин 3.

Ангара 4. Нерпа 5. Култук

6. Хубсугул 7. Осетр

8. Голомянка 9. Водоросли

10. Сарма 11. Омуль 12.

Шелонник 13. Оляпка.

Задание №4: опыт «Очищение воды»

Владычица: Озеро Байкал, как и многие другие озёра, реки, моря подвержен

экологической катастрофе. Все чаще мы слышим о том, что моря загрязнены

бытовыми отходами, зарастают морскими водорослями, высыхают и т.д. А

как быть нам, туристам, когда на речке или озере мы не можем достать

чистой воды? Сегодня я предлагаю вам провести опыт по очищению воды.

Оборудование: сосуд с грязной водой, чистый сосуд, воронка, бумажные

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку,

ватный диск, слой бинта.

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой

сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Родители проводят опыт самостоятельно.

Задание №5:

Владычица: Вы справились со всеми испытаниями и теперь вам предстоит

нарисовать эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.

Станция №3: «Превратим мусор в красоту»

Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие

поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними

увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний день

уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует

немедленного решения. Экологическая проблема отходов получила сильный

толчок благодаря техническому прогрессу. Разработаны новые виды

материалов (например пластик), которые разлагаются сотни лет или не

разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, выделяя целый букет

токсинов.

Предлагаю участникам ответить на следующие вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

А) Пластмасса

Б) Стекло

В) Металл

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

А) Рассортировать

Б) Собрать в одном месте

В) Раскрошить

3. Для того, чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

А) Компостировать

Б) Сжечь при специальных условиях

В) Переплавить

4 Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без

изменения:

В) 100 лет и более

5 Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за

А) 1-2 года

В) 20 лет и более

Уважаемые путешественники, сегодня мы предлагаем вам попробовать дать

вторую жизнь отходам. Вам предстоит сделать поделки из «мусора» , а после

этого нарисовать эмблему , привлекающую внимание к данной проблеме.

Станция №4 «Путеводная звезда Млечного пути»

Путешественников встречают звездные люди из галактики Магеллановы

Уважаемые земляне! Вы живете в потрясающем интересном мире. Имя ему

Безграничная Вселенная. Это великая книга природы. Её изучают ученые –

астрономы, но нет, ни одного живого мыслящего существа, которое не

пыталось, заглянуть в эту книгу.

Вопросы для путешественников:

1. В каком году запустили первый искусственный спутник Земли?

А)1957 (правильно)

2. Дайте определение. Луна – это…

А) единственный естественный спутник планеты Земля (правильно)

Б) не единственный естественный спутник планеты Земля

В) Звезда

А) Меркурий (правильно)

Б) Венера

4. В какой из планет пыль образует кольца?

Б) Сатурн (правильно)

В) Юпитер

Звездные люди – наш народ из галактики Магеллановы облака – миллионы

лет назад поняли, что лучший способ обучения – игра. Игра помогает

разумным существам стать самыми смышлеными, любознательными,

сообразительными, ловкими, смелыми, умелыми.

В игре рождаются творческие способности и фантазия. Сегодня для веселых

и находчивых мы предлагаем провести научные опыты и эксперименты,

которые помогут вам понять многие тайны удивительного мира, в котором вы

Проводятся опыты и эксперименты:

1 «Почему звезды совершают круговое движение по ночному небу»

2 «Почему кажется, что звезды движутся по кругу»

3 «Почему в космосе темно»

4 «Планетарий в коробке»

А сейчас мы предлагаем вам открыть новую звезду или созвездие и дать ей

название. (участники игры на звездном небе выкладывают свою звезду из

бумажных звездочек)

Станция в муз.зале «Дорогою добра»

Участники квеста собираются на последней станции, где вывешивают свои

возможно разрешить современные экологические проблемы.

Ведущая: Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и

единственной Земле – матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от

песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые

таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Все на нашей Земле взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет

солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода –

нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего

будет есть животным и человеку.

Поэтому, мы призываем вас, охранять природу. Личным примером

показывать своим детям как она прекрасна, как нужно заботиться о ней.

Давайте беречь природу!!!

Дети и мамы исполняют песню «Дорогою добра»

Награждение участников квеста, общее фото.

«Счастливого путешествия по станциям!!!»

В рамках проекта «Доброта начинается с детства», я решила сделать для ребят итоговым мероприятием квест – игру. С вечера мы нарисовали на ватмане «Дерево добра», вырезали к нему листочки, а на следующий день должны были листочки приклеить и написать на них определение «Доброта это -……..». Утром, для того, чтобы создать организационный момент дерево спрятала. Затем в течении игры по картинкам-подсказкам, дети должны были его найти.

Квест – игра «В поисках «Дерева Доброты»»

Цель: Создать условия для сплочения детского коллектива посредством использования педагогической технологии – квеста.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к новому виду деятельности – квесту;

Способствовать установлению доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами;

Формировать умение ориентироваться на местности с помощью карточек-подсказок;

Побуждать детей активно искать пути решения в нестандартной ситуации;

Способствовать проявлению детской инициативы при прохождении заданий квеста;

Обеспечить развитие логики, творческого мышления4

Воспитывать самостоятельность, способность к принятию решений, командный дух.

Материал и оборудование: письмо,карточки – подсказки, загадки, медвежонок, игрушка – Карлсон, собака, корзинка с бумагой, ванночка с водой, ребус 7+я=?,

Организационный момент:

В-ль: Ребята, давайте вспомним, чем мы хотели с вами сегодня заняться? Что вчера вечером мы подготовили для сегодняшнего дня?

Дети: Мы нарисовали «Дерево Доброты», вырезали листочки. И сегодня хотели дерево украсить листочками.

В-ль: А вы знаете ребята, я пришла утром, а дерева то нет. Куда оно могло подеваться? Вы не знаете, не видели?

Дети: Нет!

(Стук в дверь. Дети открывают дверь, а там письмо)

Письмо:

«Здравствуйте, вредные и нехорошие ребята! Вы хотели сделать «Дерево Доброты», но я его у вас украла и спрятала там, где вы его никогда не найдёте. А если вы добрые и дружные и решитесь пойти на поиски дерева, то вам нужно пройти мои испытания» Подпись: ЗЛЮКА

В-ль: Ну, что ребята, будем искать наше дерево? Покажем Злюке, что мы добрые, дружные и смелые.

Дети: Да-а-а-а!

В-ль: И так, первая подсказка. (карточка №1, на ней схематически изображена спальня).

Дети: Это спальня, значит мы идём туда.

(В спальне на диванчике сидит медведь, я брала игрушку кукольного театра)

Медведь: (в-ль от имени медведя) Здравствуйте ребята! Зачем ко мне пожаловали?

Дети: Мы ищем «Дерево добра», которое спрятала Злюка. (В-ль побуждает детей задавать мишке вопросы, чтоб узнать что то о Злюке и дереве)

Медведь: Слышал про такую. Я смотрю вы ребята добрые и дружные, я вам помогу. Если отгадаете три мои загадки, дам вам подсказку куда идти дальше?

    Какое слово согревает в самый лютый мороз? (Доброе)

    Не хвались серебром, а хвались……Чем? (Добром)

    Жизнь дана на….. Какие дела? (Добрые)

Медведь: Молодцы ребята! Справились с заданием, получайте подсказку.

В-ль: И так, давайте посмотрим вторую подсказку. Догадались, что там изображено? (карточка №2, на ней схематически изображена ванная комната).

Дети: Это ванная комната, значит идём туда.

(в ванной комнате на столике стоит ванночка с водой, в ней большая пуговица, а рядом расстроенный Карлсон)

В-ль: Ребята! Давайте спросим у Карлсона, что случилось? (дети задают вопросы)

Карлсон: Ребята, вы умеете делать добрые дела? (ответы детей). Я ужасно боюсь воды. Подскажите мне, пожалуйста, как можно достать пуговицу из воды не замочив рук?

Дети: (ответы)

Карлсон: Молодцы ребята! Вы заработали следующую подсказку.

(карточка №3, на ней схематически изображено полотно для «системного оператора», ребята подходят к нему).

В-ль: Ребята! Здесь сама Злюка приготовила для нас ребус. Вы знаете, что такое ребус и как его отгадывать? (немного говорю о том, что это, если дети ещё с этим не встречались)

Ребус: 7+Я =?

Дети: называют цифру, знак, букву = что получится? СЕМЬЯ

В-ль: Ребята! А нас с вами мы можем назвать семьёй? А почему?

Дети: Потому что мы дружные, добрые, живём в нашей группе как одна семья.

В-ль: Вот здесь и следующая подсказка (на карточке с ответом следующая подсказка, на ней схематически изображена приёмная)

Дети: Идём в раздевалку!

(В раздевалке на одном из шкафчиков сидит собака, рычит)

В-ль: Ой, какая злая собака. Ребята! А, что можно сделать, чтобы она стала добрая?

Дети: (ответы, предположения)

В-ль: Ребята! А посмотрите, что в корзинке?

(Рядом с собакой корзинка с бумажками, на корзинке нарисована кость. Дети должны найти бумажку в которую завёрнута косточка и дать собаке)

В-ль: Мне кажется, эта собака, что то охраняла, поэтому была злая. Вам так не кажется? Может быть, посмотрите, что там в шкафу?

Дети: Открывают шкаф, а там «Дерево Доброты», заносят в группу и приступают к оформлению дерева листочками, на которых написаны детские высказываниями о доброте.

КВЕСТ- игра «ДЕНЬ ДОБРЫХ ДЕЛ»

Занятие в форме проведения приключенческой игры -квест (с выполнением заданий) для детей среднего возраста

Участники : дети средней группы

ЦЕЛЬ : Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. Формировать дружеские взаимоотношения, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развивать навыки сотрудничества, общения в повседневной жизни. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету. Создать положительный эмоциональный фон в детском коллективе .

ЗАДАЧИ :

Образовательные :

раскрыть сущность понятий « добро » и« доброта » , « добрые поступки » ;

Речевые :

активизировать словарь детей (добро , радость, счастье, забота, внимание) ;

Развивающие :

развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности (кв ест-игра ) .

Воспитательные : формировать представление у детей о доброте , воспитыватьдобрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении .

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Дети, послушайте замечательное стихотворение

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела !

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше возьмёте тепла.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Воспитатель : Сегодня у нас не простой день, да мы с вами будем говорить о доброте и выполнять добрые задания . А вы знаете, что такое « доброта » ?

Ответы детей : это такие поступки, это поведение, это улыбки на лицах.

Воспитатель: А что такое «Зло?»

Ответы детей : ссорятся, ломают игрушки, у них плохое поведение, не слушаются….

Воспитатель : А вы хотите быть добрыми? Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в страну «Добрых дел» Чтобы быть добрыми, мы будем выполнить добрые задания. А какие задания мы узнаем из этого волшебного конверта.(Взять конверт)

1. ЗАДАНИЕ : "ПЕРЕДАЙ ДОБРОЕ СЛОВО !" (слайд солнышка)

«Доброе солнышко встало опять : доброе утро должны мы сказать!»(взять клубочек)

Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Передавая клубочек, будем приветствовать своего соседа, называя его по имени. Я передаю клубочек своему соседу слева, приветствую его и называю по имени:

- «Доброе утро, Маша!», а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно.

Дети выполняют приветствие.

Посмотрите, наш волшебный клубочек связал нас вместе. Мы все пожелали друг другу «Доброго утра».(смотать клубочек)

Воспитатель : А кто знает пословицы о доброте :

Дети :

Доброе слово лечит , злое калечит.

Добрые слова дороже богатства.

За добрые дела добром платят .

Не одежда красит человека, а его добрые дела .

Не хвались серебром, а хвались добром .

Кто добро творит , тому бог отплатит.

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц знаете о доброте.(беру конверт)

2. ЗАДАНИЕ :"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ"

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Воспитатель : Правильно, это цветы.(Слайд цветов)

Воспитатель: А какие добрые дела мы можем сделать для цветов?

Прежде, чем мы отправимся в природный уголок делать доброе дело для цветов, я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать.

Проводим физминутку Е. Железновой (Включить танец)

"А ну-ка за дело скорей, работа пойдёт веселей,

Увидят взрослые сейчас, как трудится каждый из нас.

Пыль мы везде вытираем, мы даже на стол залезаем,

И тут протрём и там протрём, везде эту пыль соберём.

Утром цветы поливаем, и это мы не забываем :

Цветок один, цветок другой польём мы прохладной водой.

Пол подметать обожаем и три раза в день подметаем,

Метём, метём, метём, метём, ни капельки не устаём.

И очень скоро посуду я сам мыть без помощи буду,

Смотрите как, смотрите как, вот так, вот так и вот так.

Воспитатель: Пройдите в природный уголок и приступайте к работе. Посоветуйтесь, кто, что будет делать.

(Трудовая деятельность в природном уголке.(Слайд, как дети ухаживают за растениями)) (включить музыку)

Воспитатель: посмотрите,цветы благодарят вас. Молодцы, ребята! Сделали доброе дело – поухаживали за цветами.(позвать детей на ковер)

Взять поднос. Я предлагаю оценить свою работу: если вам всё удалось- возьмите солнышко, а, если что- то не получилось- возьмите тучку.

(взять конверт)

3. ЗАДАНИЕ : "ПОДАРОК МАЛЫШАМ"(слайд божьей коровки)

Пусть знают все на свете, мы добрые все дети , мы в садике живем : играем и рисуем, считаем и танцуем, смеемся и поем. Мы весело живем!

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать подарок для малышей «Божья коровка»

Займите места за столами, у нас есть заготовки божьих коровок, я предлагаю вылепить недостающие детали. (Включить музыку)

Самооценка выполненного задания Взять поднос. Я предлагаю оценить свою работу: у меня всё удалось- возьмите солнышко, у меня не получилось- возьмите тучку.

(Взять конверт)

4. ЗАДАНИЕ : "ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ - ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЙ!"

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках на листочках,

Где станции на точках.

(Книга) (слайд книги)

Воспитатель : Верно, ребята, это книга и сейчас мы отправимся…. А куда отправимся, нам расскажет Андрей Г.

Если хочешь умным стать,

Чтоб найти все книги века,

Приходи в. Библиотеку(слайд библиотеки)

Воспитатель : Правильно! Мы отправимся выполнять доброе дело в наш книжный уголок ! Наш библиотекарь Валентина Исметовна прислала нам книги для ремонта

Воспитатель : Вот задание такое: мы поможем подклеить разорванные книги для малышей.

Ручной труд «Подклеим страницы книг» (Слайд, как дети подклеивают кники) ( Включить музыку)

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне и оцените свою работу.

Возьмите стульчики и садитесь напротив экрана

Воспитатель: А вот и В.И.

Библиотекарь : Я благодарю за ваше доброе дело и предлагаю вам, познакомится с новой книгой, но она не простая.

Воспитатель : Спасибо, а в чем ее загадочность?

Библиотекарь : Здесь собраны добрые герои и злые , только они перемешались и надо их разложить по сказкам.

Воспитатель : (Взять конверт)

5. ЗАДАНИЕ : "УГАДАЙ ДОБРЫХ ГЕРОЕВ !"

Сказка нам добро несет , тот, кто знает – тот поймет!

Отгадай загадки

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит)-Айболит добрый герой? (Добрый) Как называется сказка? (Айболит) (слайд)

Он просто злодей это (Бармалей) (слайд)

-А Бармалей какой герой? (Ответы детей)

Деревянный мальчуган он шумит как барабан,

Любимец взрослых и детей, всяких выдумщик затей,

Длинный нос покажет ловко, вместо носа не морковка!

Кто же это? (Буратино) (слайд)

Воспитатель: -Буратино какой герой? А как называется эта сказка?

Я в ступе летаю – деток похищаю

В избе на куриной ноге проживаю,

Нос крючком, глаза торчкомКто же я? (Баба-Яга) (Слайд)

-Какая она? (Ответы)

В сказке серым уродился, все боятся – как огня!

Все зверушки разбежалисьВ домик спрятались от меня!

Грозно вдруг зубами щелк.злой, ужасный, серый….(Волк) (слайд)

Очень добра и очень красива ,

Вдруг на бал она попала,

На ступеньке туфельку потеряла. (Золушка) .(слайд)

Воспитатель : Молодцы, ребята и на загадки ответили, и сказки все знаете!

Воспитатель: А сейчас я раздам вам светофорчики и вы дадите оценку нашему занятию: зелёный – побольше бы таких занятий; жёлтый – понравилось, но не всё; красный – не понравилось

Воспитатель : Все, что мы сегодня делали, мы запишем с вами в нашу книгу добрых дел.(взять книгу и показать)

Рефлексия:

Вам понравилось работать всем вместе?

Воспитатель: Да, мы работали сегодня очень дружно. Поэтому много сделали добрых дел.

Какие добрые дела мы с вами сегодня делали?

Как помогали цветам?

Назовите правила пользования книгами.

Воспитател ь: Давайте всевместе скажем, для чего нужна доброта?

Доброта нужна всем людям ,Пусть побольше добрых будет .

Говорят не зря при встрече « Добрый день » и « Добрый вечер » .

И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час » .

Доброта - она от века Украшенье человека…

Я думаю, вы все будете добрыми детьми, и я хочу вручить вам вот такие сладкие медали доброты за участие в игре !