Развиваем и обучаем с пеленок. Развитие с пеленок Развитие с пеленок

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте .

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Жалобная книга

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте .

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе . Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.

Комплексная программа предназначена для всестороннего развития малыша с пеленок. Играя с удовольствием, ребенок разовьет свои способности: чтение и речь, математику и логику, получит творческий импульс. Вместе эти четыре комплекта образуют эффективный комплекс для занятий - вы сможете использовать их одновременно, добиваясь выдающихся результатов. Также все можно купить и по отдельности.

Описание "Развитие с пелёнок"

Комплект из четырех чемоданов состоит из следующих наборов. Говорим с пелёнок Набор для развития речи учит правильно произносить звуки, развивает словарный запас, стимулирует самостоятельную речь и предупреждает логопедические проблемы. Творчество с пелёнок Набор для развития творческого мышления объединяет изобразительное искусство, поэзию, конструирование, музыку. Умница Набор для развития интеллектуальных навыков помогает детям гибко мыслить, хорошо запоминать информацию, планировать свои действия, улучшает самоконтроль. Первые эмоции Набор для развития эмоционального интеллекта учит малышей понимать свои чувства и принимать чувства окружающих, справляться с негативными эмоциями и расти счастливыми.

Результаты занятий по программе развития с пелёнок

Ребёнок
  • Раньше сверстников начинает говорить, стремится общаться.
  • У него богатый словарный запас, его речь чиста, разнообразна и правильна.
  • Понимает свои эмоции и учится ими управлять, умеет сочувствовать другим людям, поддерживать их, знает, как поступать в эмоционально сложных ситуациях.
  • Образно мыслит и любит заниматься творчеством, у него развит музыкальный слух, художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Учится быть самостоятельным и гибким, запоминать информацию, контролировать свои импульсы и быть более терпеливым, фокусироваться на задании и быть упорным, думать наперёд, принимать решения и добиваться своих целей.
Родители
  • Легко вписывают занятия в обычный ритм жизни, получив готовые наборы для развития ребёнка с простыми, понятными и чёткими методическими рекомендациями.
  • Научатся принимать чувства ребёнка и, вместе с тем, устанавливать границы его поведения.
  • Смогут распознавать возможности для развития интеллектуальных и творческих навыков ребёнка в повседневной жизни.
  • Узнают, как правильно и бережно развивать интеллект ребёнка в игре.
  • Создадут доверительные отношения с малышом, укрепят здоровую и тёплую атмосферу в семье.
Более подробное описание к каждому входящему в набор по развитию с пеленок товарам вы можете почитать в подробном описании к ним.

Приобретая этот набор по акции, вы тратите существенно меньше денег по сравнению с покупкой по отдельности входящих в комплект товаров.

Данное предложение не распространяется на оптовых покупателей.

Предложение действительно только при отгрузке с центрального склада в Москве.

Покупайте дешевле!

Хотите платить меньше? Ваша экономия 1632.00 руб., что составляет 10.0% .

Вы можете купить "Развитие с пелёнок" с доставкой.

Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

Первый месяц – очень сложный период в жизни малыша и его родителей. Главная задача на данном этапе – адаптироваться: у ребенка к миру, у родителей к новому статусу, режиму и наличию в их жизни нового человечка.

В этот период, как правило, молодая мама не всегда в состоянии найти в себе силы на поиски информации по развитию малыша. Информации о физиологии таких малышек в поле достаточно, но о развитии таких крошек говорят мало. Поэтому, я надеюсь, что собранные здесь упражнения будут полезны молодым родителям и освободят им драгоценное время для общения со своим крохой. К счастью, никаких особых методик или приспособлений для занятий с таким малышом не требуется.

Младенец готов учиться с самого момента рождения. Природой в этом маленьком беспомощном существе заложено удивительное стремление к познанию. Родителям остается лишь стимулировать ребенка и радоваться его успехам.

Малыш и сам по себе проделывает огромную работу. И чтобы помочь ему как физическом, так и психическом развитии, достаточно, занимаясь повседневными делами, ухаживая за крохой, проводить первые «уроки».

Важно помнить, что все занятия с малышом должны быть непродолжительными, проводиться только тогда, когда малыш здоров, сыт и бодр, и очень важно, мама была в хорошем настроении. Если хоть одно их этих условий не соблюдается – занятия лучше отложить.

Развитие зрения

Зрение малыша от рождения до месяца устроено таким образом, что четко малыш видит предметы, расположенные на расстоянии не более 30 см от его личика. И сосредоточить взгляд на таком объекте новорожденный способен лишь на несколько секунд. Но ребёнок настолько быстро развивается, что любые действия взрослых стимулируют его зрительную систему.

  • Самый интересный объект для изучения крохи – человеческое лицо. В первую очередь, конечно, лицо матери. Во время кормления и переодевания малыша разговаривайте с ним, смотрите крохе в глаза. Для ребенка необычайно интересно смотреть, как мама строит «рожицы», улыбается, хмурится, разговаривает. Главное, помнить, что расстояние, на котором крохе видно мамино лицо – 20-30 см.
  • Игра «подражалки» очень понравится вашему крохе, и вам доставит несколько приятных мгновений. Малыш уже умеет хмурить бровки, морщить лобик, сосредоточенно прислушиваться, непроизвольно улыбаться. Копируя мимику крошки, вы будете вызывать у него новые эмоции. Такое «живое зеркало» способно очень увлечь вашего кроху.
  • Детское зрение таково, что его внимание привлекают прежде всего не яркие игрушки (хотя новорожденный различает цвет и распознает интенсивность цвета), как считают большинство родителей, а контрастные черно-белые предметы. Клетка, полоска, черно-белые изображения способны привлечь младенца гораздо сильнее. Сейчас в магазинах появились в продаже мобили с черно-белыми подвесками – игрушками, которые постепенно заменяют цветные игрушки по мере роста карапуза. Но можно и самостоятельно изготовить развивающие игрушки, которые будут способствовать тренировке зрения малыша. Одной из таких развивающих принадлежностей может стать нарисованное на картоне человеческое лицо с улыбкой. Лицо должно быть достаточно крупным: 10-15 см. в диаметре. Его можно повесить в поле зрения малыша. Несколько минут эта игрушка способна увлечь кроху. Некоторые родители используют для этих целей специально изготовленные крупные черно-белые фото мамы и папы. Сшитые мамой кубики из ткани, деревянные кубики, фигурки из картона, разрисованные простыми черно-белыми изображениями – отличные пособия для развития зрения крошки. Если вы используете бутылочку, то можно сшить или изготовить из бумаги «обертку» для бутылочки вертикальными или горизонтальными полосами. Так же очень большой интерес для малыша может представлять мамина кофточка с черно-белыми полосками или рисунком. Просто спасение для нерукодельных мам:).
  • Яркие игрушки тоже можно и нужно использовать, но следует помнить, что предметов не должно быть слишком много (максимум 2-3) и новые игрушки должны появляться не слишком часто (меняйте игрушки раз в 3 дня). Демонстрация всего разнообразия приобретенных заранее погремушек, мишек и куколок сразу лишь утомит кроху.
  • Для того, чтобы развивать у крошки навык слежения, идеально подойдет небольшой яркий предмет (игрушка, мячик, кусочек такни…). Медленно пронося предмет перед личиком малыша вправо и влево, вы помогаете малышу освоить навык слежения. Чуть позже можно начинать передвигать перемет по направлению от подбородка крохи ко лбу и по кругу.
  • Еще одно упражнение, которое доставит радость и принесет пользу и маме, и малышу (и папе, и малышу) – совместное разглядывание себя в зеркале, ведь так приятно лицезреть себя с крохой на руках. Ближе к месячному возрасту ребенок в вертикальном положении на расстоянии 30 сантиметров от зеркала способен разглядеть в нем изображение, которое его, безусловно, заинтересует. Конечно, не стоит ожидать, что кроха узнает вас, а тем более себя в отражении, это и не цель. Ребенок получит массу новых впечатлений, особенно если в процессе любования вы будете ему рассказывать о том, что он обладатель самых чудных в мире носика, ротика, глазок и т.д., и вообще просто красавец. Признания в любви тоже будут восприняты благосклонно:).

Развитие слуха.

Ребенок слышит и учится говорить с рождения. Уже в первые сутки младенец выделяет человеческую речь среди всех остальных звуков и реагирует на нее.

Разговаривайте с малышом в то время, когда вы кормите его, купаете, одеваете. Это лучший способ развить его слух и стимулировать развитие в целом, а так же способ установить с ним эмоциональный контакт. Малыш с удовольствием будет слушать стишки, прибаутки, песенки. Меняя тональность голоса и высоту речи, вы дадите своему крохе новые впечатления. Очень хорошо, если с малышом будут разговаривать все члены семьи, уделяя этому общению хотя бы несколько минут в день.

  • Ученые доказали, что маленькие дети положительно реагируют на «сюсюканье», поэтому взрослые часто непроизвольно переходят на такое общение. Но не стоит все время «сюсюкать» с крохой.
  • Так же хорошо стимулируют развитие малыша игры с погремушкой, негромким мелодичным колокольчиком. Продемонстрируйте ребенку игрушку, дайте послушать, как она звучит. Затем можно перемещать источник звука справа, слева над головой малыша.
  • Называйте малыша ласковыми прозвищами, но не забывайте почаще использовать имя крохи, занимаясь с ним.
  • Можно и нужно использовать приятную негромкую музыку. Сейчас магазины предлагают большой выбор классических мелодий и колыбельных песенок для детей. Но очень важно помнить, что даже очень качественная аппаратура и самые дорогие диски не заменят малышу маминого пения. Специалисты утверждают, что пение способствует развитию музыкального слуха крохи. Даже если вы сами весьма критично относитесь к собственным музыкальным способностям, ваш малыш станет вашим преданным поклонником и почитателем таланта.
  • Иногда возникает необходимость успокоить кроху. Новорожденные малыши часто засыпают под ритмичные звуки, которые напоминают им биение сердца матери в период внутриутробной жизни. Многие из них очень любят послушать тиканье часов и даже звуки, издаваемые посудомоечной машиной во время работы. Производители товаров для малышей даже предлагают игрушку, которая издает звук, сходный с шумом околоплодных вод, утверждая, что она успокаивает кроху.

Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)

Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша. Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности.

  • Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
  • Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
  • Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
  • Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
  • Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
  • Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.

Координация движений (перемещения в пространстве)

Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.

  • Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
  • Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
  • Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.

К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!

Основную роль в жизни малыша выполняет мама. Общение с ней – подлинный источник его развития. Не менее важное значение в познании ребенком окружающего мира, в обучении и развитии играют и другие близкие взрослые – папа, бабушки, дедушки, тети и пр.

Внимание!

Поскольку и мама, и папа вносят чтото свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании.

Именно родители ухаживают за малышом, общаются с ним, знакомят его с миром людей и предметов, т.е. делают его жизнь приятной и интересной. Общение ребенка с близкими оказывает влияние на становление его эмоциональных отношений с окружающими людьми. Родственники и друзья семьи должны стараться создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой малыша во время контакта со взрослыми. Окружите его любовью, теплом, спокойствием и доброжелательностью, организуйте соответствующий возрасту и состоянию здоровья малыша распорядок дня, последовательную смену режимных моментов, чередуя сон, питание и бодрствование в целях гармоничного психофизического развития. Создайте развивающие условия для активного бодрствования малыша, чередуйте во время занятий виды деятельности, что повысит эффективность обучения.

Маленькие дети очень хорошо обучаются благодаря интенсивному развитию головного мозга, высокой пластичности нервной системы, за счет чего происходит стремительное становление ориентировочно-исследовательских реакций, а постоянное воздействие различных раздражителей окружающей среды способствуют формированию активного познавательного интереса ко всему новому, особенно к действиям и речи взрослого.

Очень важно создавать условия для овладения ребенком различными исследовательскими действиями, с помощью которых он может познать окружающие его предметы, пользуясь различными органами чувств – зрением, слухом, осязанием.

Помните, что необходимо помогать ребенку осваивать новое, совершая совместные действия, обучать его методом «рука в руку», постоянно закреплять достижения, повторять пройденное. Повторять и закреплять следует как в течение дня, так и в последующие дни и недели. Не всегда на это может хватать времени и терпения, но если вы найдете на это силы, то результат не заставит ждать и малыш вскоре порадует вас своими успехами. Помните, что переучивать ребенка – всегда сложнее, чем сразу научить правильно. Некоторые новые умения могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время. То же самое касается реакций ребенка во время взаимодействия с близкими людьми.

Малыши легко отвлекаются и им трудно сосредоточить свое внимание надолго. Поэтому во время занятий в поле его зрения должно быть только несколько ярких игрушек. Следует исключить воздействие посторонних раздражителей.

Взрослый может легко чередовать и организовывать разнообразные игры, придумывать упражнения для ребенка. Важно следить за реакциями малыша, в случае изменения настроения и появления признаков утомления прекращать занятие. Окружающее пространство должно быть лишено опасных и запретных вещей. Гораздо проще убрать острое или хрупкое подальше и повыше, чем постоянно запрещать и одергивать ребенка. Многочисленные запреты и критика оказывают негативное влияние на развитие взаимоотношений между малышом и родителями.

Малышу важно испытывать чувство безопасности и комфорта, принятие, любовь и заботу близких, получать их одобрение и поддержку.

Внимание!

У грудных детей психика сформирована не полностью, что влечет за собой ее быструю перегрузку, поэтому следует быть внимательным к сигналам ребенка: занятия нужно прекращать вовремя, не допуская переутомления. Уставший ребенок не воспринимает информацию, поступающую из внешней среды.

Помогайте своему ребенку познавать окружающий мир, общайтесь, играйте вместе с ним в различные развивающие игры. Игры и занятия с малышом направлены на то, чтобы знакомить его с возможностями и свойствами предметов. Количество и продолжительность специально организованных занятий в первые месяцы жизни должно быть небольшим (по несколько минут несколько раз в день). На занятиях вы можете показать и помочь освоить ему новые действия с игрушками, так как без вас он не в состоянии самостоятельно их осуществить. Проводите занятия в привычной для ребенка обстановке в игровой, занимательной форме. Обязательным условием является хорошее самочувствие и отсутствие неудовлетворенных физиологических потребностей младенца (в еде, сухости и чистоте, отдыхе).

Очень важным в развитии и обучении ребенка является правильный выбор игрушек и развивающих пособий. Игрушки должны быть красочными, яркими, привлекательными, изготовленными из различных материалов (пластмассы, резины, ткани) и разной фактуры. Критериями выбора является как возраст малыша, так и задачи, которые будут решаться с их помощью. Игрушки должны быть соответствующего размера (умещаться в руке) и веса; звук игрушки должен быть приятным, не резким; цвет - натуральным, игрушка должна быть объемной, иметь разный характер звучания.

Внимание!

Основные требования к отбору игрушек:

    - безопасность и прочность (малыш ощупывает, берет в рот, бросает, стучит ими по окружающим предметам);
    - яркость и привлекательность (внешний вид игрушек должен способствовать появлению ориентировочных и эмоциональных реакций);
    - контрастность цвета (игрушки должны быть окрашены в яркие цвета: предпочтительны красный, желтый, зеленый, синий, потому что именно эти цвета ребенок будет учиться различать первыми);
    - развивающий потенциал (игрушка должна стимулировать и развивать ориентировочные реакции, слуховое и зрительное восприятие, двигательные функции – хватание, манипуляции).

И конечно же, важнейшим критерием является безопасность самих игрушек и материалов, из которых они изготовлены, отсутствие острых и мелких деталей в них.

Желательно поделить игрушки на те, которыми ребенок может играть в любое время, и те, которые взрослый достает только во время целенаправленных занятий. Периодически убирайте те или иные игрушки, чтобы ребенок их забыл и соскучился, через некоторое время он будет радоваться им как новым.

При длительном предъявлении одной и той же игрушки ориентировочная реакция ребенка первых месяцев жизни быстро угасает, а значит, этот раздражитель перестает способствовать психическому развитию малыша.

Не следует давать малышу игрушки во время кормления и при высаживании на горшок, иначе у него формирование социальных привычек и навыков будет задерживаться.

При проведении развивающих игр, занятий используйте игрушки, которыми ребенок еще никогда не играл или редко видит,- это повысит его познавательный интерес.

Для развития самостоятельных действий с предметами следует размещать игрушки в различных местах и положениях, постепенно добавляя к знакомым игрушкам новые.

Для психического и двигательного развития детей младенческого возраста необходимо подбирать игрушки, которые помогут ему овладеть новыми умениями.

Игрушки для детей до 6 месяцев:

    погремушки-грохотушки (различные по громкости, цвету и величине, захвату);
    - подвески со зрительными и шумовыми эффектами;
    - бубенчики;
    - разноцветные ленточки и флажки;
    - резиновые пищащие игрушки;
    - куклы-неваляшки;
    - фигурки животных из разных материалов;
    - игрушки-прорезыватели для кусания, жевания и сосания.

Игрушки для детей 6 – 9 месяцев:

    - куклы-неваляшки и другие красочные, но простые куклы из пластмассы, резины, ткани;
    - игрушечные чашки, миски разного цвета и формы диаметром 7–12 см;
    - кубики из разных материалов (тканевые, резиновые, деревянные, пластмассовые);
    - детская посуда высотой около 20 см с легко открывающимися крышками: кастрюля, бидон и т.д.;
    - сюжетно-транспортные игрушки: машины простой формы, каталки и пр.;
    - заводные механические игрушки – клюющая курочка, лающая собачка, часы-кукушка и др.;
    - шарики и мячи разных размеров, фактуры, величины и материалов для катания, бросания, массажа рук.

Игрушки для детей 9 – 12 месяцев:

    - крупные куклы высотой около 40 см, изображающие детей в красочной одежде;
    - куклы из разных материалов (пластмассы, резины, ткани) размером 10–12 см, у которых есть основные особенности облика человека - крупные яркие глаза, нос, рот, с подвижными руками и ногами;
    - фигуры животных и птиц (мягконабивные, пластмассовые, резиновые и др.);
    - пирамидки с крупными кольцами;
    - сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины простой формы из пластмассы размером около 15 см, тележки, каталки;
    - заводные механические игрушки (паровозики, машинки);
    - музыкальные игрушки (металлофон, гармошка, барабан);
    - игрушки, отображающие некоторые предметы быта (чашки, ложки, тарелки);
    - шарики и мячи разных размеров (резиновые, деревянные и полиэтиленовые, тканевые);
    - вкладыши – основные геометрические формы (куб, шар, призма) и фигуры (треугольник, круг, квадрат);
    - строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и пр.).

Помните!

Правило 1. Часто чередуем игрушки для занятий с малышом.

Правило 2. Игрушки и упражнения должны соответствовать возрасту ребенка.

Правило 3. Нежелательно давать игрушки во время кормления, при высаживании на горшок, при укладывании спать.

Правило 4. Размещайте игрушки в различных местах, добавляя к знакомым игрушкам новые.

Правило 5. Покупая игрушку, подумайте, будет ли она способствовать развитию малыша.

Общение со взрослым

Эмоциональное общение ребенка со взрослыми является одним из основных условий его психического развития. Для стимуляции потребности в общении, первых эмоционально-коммуникативных реакций вам необходимо:

    - улыбаясь, наклоняться над ребенком, стараться «поймать» его взгляд и удержать его на своем лице;
    - использовать тактильный контакт (поглаживать ручки, ножки, животик);
    - ласково обращаться к ребенку по имени, придавая голосу певучий оттенок;
    - стараться вызывать ответную реакцию сначала в виде улыбки, смеха, а затем и «комплекса оживления».

С целью установления и продления эмоционального и жестово-мимического контакта с малышом можно использовать игрушки и игры.

Положительное отношение к игрушке у ребенка формируют постепенно. Сначала привлекают внимание ребенка к лицу взрослого, вызывают ответную улыбку, после чего переводят взгляд малыша на игрушку.

После 6 месяцев особого внимания заслуживает эмоционально-личностное взаимодействие взрослого и ребенка в играх. Например, игры «Забодаю – забодаю», «Куку», «Сорока-белобока».

По мере взросления малыша постарайтесь сформировать эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми (папой, бабушкой, дедушкой), с другими детьми, а также способность дифференцировать «близких» и «чужих» людей.

К концу года учите малыша собственным примером - при встрече здороваться (протягивать руку знакомым), при прощании - махать рукой («пока», «до свидания »), выражать просьбу («дай»), обращение («на»).

Во время общения у ребенка начинает формироваться понятие о себе (своего «Я»). Для этого учите ребенка в ответ на вопрос: «Где наша девочка Маша?» показывать на себя, сначала действуя ее рукой, а затем предлагая ребенку действовать самостоятельно. Не забывайте ласково приговаривать: «Вот наша Машенька!»

Стимуляция познавательной активности

Для формирования полноценного восприятияпредметов, ихвнешнихсвойств(форма, величина, цвет, положение в пространстве) необходима стимуляция познавательной активности ребенка, направленной на развитие зрительных, слуховых, тактильнокинестетических реакций. Это способствует развитию у ребенка ориентировочно исследовательских реакций и дальнейшего совершенствования ориентировки на свойства и качества предметов.

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия необходимо начинать с формирования зрительного сосредоточения и прослеживания за движением предмета. Для этого уже на первом месяце жизни малыша стимулируйте развитие зрительной фиксации на лице взрослого, а затем на большой игрушке яркого цвета.

Затем тренируйте согласованные движения головы и глаз, которые возникают при условии плавного прослеживания глазами за игрушкой. По мере продвижения игрушки пассивно поворачивайте голову ребенка в направлении движения игрушки. При ослаблении интереса ребенка к игрушке используйте звуковое сопровождение (погремушкой, музыкальной игрушкой).

Дальнейшее развитие зрительного восприятия предполагает формирование:

    - плавности прослеживания за движущимся предметом во всех направлениях (в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу);
    - устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища.

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия необходимо начинать с формирования слухового сосредоточения на голосе взрослого, звуках окружающей среды и игрушек. Для этого уже на первом месяце жизни, когда малыш находится в эмоционально – отрицательном состоянии - в период несильного плача или общих движений, наклонитесь к ребенку, ласково поговорите с ним, потряхивая погремушкой. Постарайтесь добиться привлечения внимания ребенка и его успокоения. Вы можете использовать звучание различных игрушек (погремушек, бубенчиков, колокольчиков, пищащих игрушек), постепенно наращивая или снижая силу звука.

Для формирования умения локализовать звук в пространстве также используйте звучащие игрушки (громкие - тихие, высокие - низкие).

Знакомьте малыша со звучанием различных музыкальных инструментов (шарманка, металлофон, бубен, барабан, свирель, пианино и др.), а также давайте возможность ему прослушать короткие эпизоды классических музыкальных произведений.

Старайтесь как можно больше разговаривать с малышом!

Двигательное развитие

Малышу необходимы движения, поэтому близкие взрослые стремятся удовлетворить потребность ребенка в двигательной активности. Ее недостаток может отразиться на поведении и самочувствии малыша, повлиять на его сон и аппетит. В ваших силах создать условия, в которых эта потребность будет максимально удовлетворена: удобная свободная одежда, правильная обувь, обширное пространство с доступно расположенными игрушками и предметами.

Двигательные возможности ребенка совершенствуются в процессе многократного повторения одних и тех же движений. В момент выполнения двигательного акта ребенок учится управлять работой мышц, вследствие чего совершенствуется координация движений. Для развития определенного типа движений требуется соблюдение ряда условий: участие мамы или других близких взрослых в двигательных упражнениях, наличие свободного безопасного пространства.

Для последовательного развития возрастных двигательных навыков ребенка необходимо учитывать этапы становления общей моторики на первом году жизни малыша:

    - формирование контроля над положением головы и ее движениями;
    - обучение разгибанию верхней части туловища;
    - тренировка опорной функции рук (сначала опора на предплечья, потом на кисти);
    - формирование функции самостоятельного сидения;
    - обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках;
    - совершенствование ползания как особого способа передвижения в пространстве;
    - обучение вставанию на колени, затем на ноги;
    - развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой;
    - стимуляция самостоятельной ходьбы.

В некоторых случаях для вашего ребенка может быть полезен комплекс лечебного массажа и физкультуры (ЛФК), проводимых специалистом.

Совершая гигиенические процедуры, принимая воздушные ванны, предоставьте ребенку возможность насладиться движением ручек и ножек. Поверхность, на которой находится малыш, может быть различной фактуры: твердой и мягкой, гладкой и шершавой. Поддерживайте его двигательную активность прикосновениями и обращенной речью.

Внимание!

Правила развития двигательной активности малыша первого года жизни:

    - как можно чаще меняйте позы малыша во время его бодрствования - это даст ему возможность более комплексно воспринимать окружающее пространство;
    - выкладывайте ребенка как на твердую, так и на мягкую поверхность (надувной круг, живот матери), меняйте его позу - на животе, на спине. Смена поз является тренировкой вестибулярного аппарата, развивает мышцы спины, учит удерживать голову;
    - никогда не оставляйте ребенка без присмотра!

Развитие движений рук

Развивать активность и функции рук можно в любой момент общения с ребенком: в период гигиенических процедур, кормления, укачивания. Вкладывайте в ручки малыша различные по качеству и форме предметы, учите ребенка хватать, удерживать, исследовать и отпускать их.

Не забывайте делать массаж кистей и пальцев рук малыша. Легкими поглаживающими движениями массируйте каждый палец, ладошку и всю кисть ребенка в направлении «от периферии к центру». Ощупывайте руками младенца лица близких людей, лицо самого ребенка и его другую ручку.

При формировании манипуляций у ребенка учите сжимать и разжимать пищащие резиновые игрушки, размахивать и стучать звенящими погремушками, раскачивать подвешенные игрушки.

При формировании первых предметных действий обучайте малыша снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышками коробки или кастрюли, стучать молотком; бить по барабану; дуть в дудочку, катить и бросать мяч. Старайтесь сформировать у ребенка умение использовать функциональные возможности руки при познании окружающего, познакомьте его с разнообразным назначением предметов, их качествами и свойствами.

Развитие понимания обращенной речи

Подготовка малыша к формированию у него понимания обращенной речи начинается с развития восприятия различных звуков окружающей среды, интонации голоса взрослого, звуков речи. Старайтесь, чтобы ребенок слышал различные голосовые интонации (ласковый, нежный, радостный; сердитый, грубый). В момент реагирования у ребенка наблюдается изменение движений и мимики (улыбка, смех или обида, плач), поддержите ребенка в этих ответах, предложите раздражитель повторно, закрепив тем самым это умение, объяснив ему таким образом, что это именно то, что и нужно было сделать.

Соотнесение мелодии слова с внешним видом предмета, т.е. понимание того, что предмет имеет речевое обозначение, происходит в течение длительного времени в процессе систематического знакомства ребенка с предметом и словом, его обозначающим.

Знакомьте ребенка с предметом, его свойствами и назначением, четко и кратко обозначайте его словом, в процессе выполнения действия комментируйте происходящее (упал, идет, ам). Это позволит малышу запомнить как внешний вид, так и словесное его обозначение, освоить действия и их речевые образцы. В начале знакомьте ребенка с двусложными лепетными словами или звукоподражаниями: ляля (уа), киса (мяу), би-би, ав-ав, привлекайте внимание малыша к вашему лицу и мимике, движениям органов артикуляции. Это поможет ему понять, как и что нужно делать, вызовет желание повторить облегченные слова вслед за взрослым. Так постепенно ваши игры сформируют умение общаться с помощью слов, т.е. речи.

При обучении запоминанию названий игрушек или других окружающих предметов старайтесь, чтобы они находились всегда в определенном месте, в поле зрения ребенка. Одновременно с предъявлением игрушки в момент фиксации взора на ней произнесите ее название. Произносите слова медленно, певуче, с разными интонациями.

При этом малыш с вашей помощью должен выполнять различные манипуляции с игрушкой – ощупывающие, поглаживающие движения. Учите ребенка находить названную игрушку взглядом, как бы отвечая на ваш вопрос: Где ляля? Вот ляля! При необходимости можно повернуть голову ребенка в сторону названной игрушки. После того как ребенок стал постоянно верно выполнять просьбу взрослого и по слову находить одну или две игрушки, переходите к формированию у него понимания других слов.

При дальнейшем развитии понимания обращенной речи у малыша постарайтесь отрабатывать:

    - запоминание названий игрушек, окружающих предметов, нахождение их по слову взрослого независимо от их места расположения;
    - запоминание слов, обозначающих близких людей и их показ («Где мама?» «Где папа?» «Где баба?»);
    - запоминание и показ частей тела и лица (у куклы, у себя, у взрослого);
    - запоминание названий простых движений («до свидания», «ладушки», «сорокаворона », «дай», «на», «возьми», «дай ручку ») и выполнение этих движений по словесной инструкции взрослого;
    - выполнение по слову различных манипуляций и действий с предметами, игрушками;
    - рассматривание и узнавание крупных предметных картинок.

В процессе игры с ребенком можно использовать: стишки, песенки, потешки,которые сопровождают действия ребенка и взрослого. Это способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим!

Важно приучать малыша слушать спокойные колыбельные песни матери.

Развитие речи ребенка основывается на знаниях об окружающем, развитии слухового и зрительного восприятия.

Важным направлением в развитии речи малыша является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. Стимулируйте у детей любые доступные голосовые, звуковые реакции, а в последующем слова.

Каждое занятие по стимуляции гуления, а позже и лепетной активности начинается с вовлечения ребенка в эмоциональный контакт со взрослым. При этом можно проводить следующие упражнения:

    - с улыбкой, то наклоняясь к лицу ребенка, то отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит отдельные звуки гуления («а», «у», «гы», «ка») и лепета («ма», «бо», «да», «то»). Один и тот же звукокомплекс («гу», «бо», «ма» и др.) повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями («а-а-а»; «у-у-у»; «ду-ду-ду»), побуждая малыша к отраженному произнесению (имитации);
    - в момент произвольной вокализации взрослый бережно своими руками придает губам ребенка определенные «уклады» (форму): «а», «о», «у», «ы», «и». Для побуждении к имитации звука «а» малышу помогают широко открыть рот, звука «о» – собрать губы в «хоботок».

Для стимуляции произнесения слогов «ма»,«ба», «па» в моменты голосовой активности ребенка взрослый «пассивно» (своими руками) производит смыкание губ малыша. Несколько ритмичных последовательных смыканий и размыканий губ создают возможность произнесения губных звуков: «п», «б», «м».

После овладения ребенком навыком произнесения отдельных звуков и слогов для развития речевой активности малыша приступайте к обучению лепетным (облегченным) словам. Они вызываются у ребенка по подражанию и обязательно соотносятся с определенным лицом, предметом или действием. Старайтесь, чтобы произнесение слов и звукоподражаний было не формальным, а осознанным. Для этого необходимо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу («мама», «папа», «баба», «дядя», «Тата», «Вава», «Ната», «да»). Также стимулируется произнесение различных звукоподражаний («би-би», «га-га», «ко-ко», «ха-ха», «му-му»), которые соотносятся с игрушками, предметами, животными.

Затем развивайте произнесение общеупотребительных слов. Кроме слов, обозначающих предметы, ребенку предлагаются слова, обозначающие действия: «дай», «на», «бах», «иди».

Постепенно запас произносимых слов должен расширяться. При этом постоянно идет стимуляция речевого общения на доступном для вашего малыша уровне.