Ребёнок боится смотреть телевизор и слушать музыку. Ребенок боится: что делать? Что делать если ребенок боится телевизора

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Консультация для родителей.

Скрытый вред телевизионного экрана
Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Телевизор и компьютер в детском саду

В последнее время телевизионная и компьютерная техника всё чаще используется педагогами ДОУ. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов должен осуществляться в соответствии с существующими...

консультация для родителей "телевизор и детские страхи"

Рассказать родителям о влиянии телевизора на психическое состояние ребёнка, о последствиях, которые возникают при избыточном времяпровождении детей у телевизора. Дать рекомендации о том, что и сколько...

Включаете ребенку мультфильм, чтобы наконец отдохнуть, а он прибегает через 5 минут весь заплаканный. И не потому что в мультике было , а потому что он испугался. И теперь он не хочет смотреть этот мультик, спать по ночам и еще выбросьте все игрушки в виде мышей, пожалуйста.

Наверное, у каждого есть такая фобия из детства. Кто-то боялся «Ежика в тумане», кто-то до сих пор с мурашками вспоминает , а кто-то не пересматривает «Буратино» из-за Карабаса-Барабаса. Как сделать так, чтобы у наших детей не осталось таких пугающих ассоциаций?

Редакция сайт разбирается, что делать, если ребенок сильно испугался чего-то в мультфильме, и приводит примеры подобных историй с форумов и соцсетей.

Если дело в сюжете

Для начала надо разобраться, чего именно испугался малыш. Если вы не были рядом, пока он смотрел мультфильм, предложите посмотреть его вместе еще раз или просто спросите, что именно напугало ребенка. Это может быть какая-то неприятная ситуация (темный пугающий лес или момент, мучительный для героя), пугающий персонаж, возможно дело в стиле анимации или в звуковом сопровождении. Вариантов может быть очень много.

Если ребенка испугала страшная ситуация, которая потом в мультике разрешится хорошо, лучше всего попробовать перемотать пугающий момент и показать, что будет дальше. Например, лучшие друзья ссорятся, и малыш от этого начинает плакать. Остановите кадр и объясните, что ссоры иногда случаются, куда же без них, но, если друзья настоящие - обязательно помирятся. И перемотайте на тот момент, где ситуация благополучно разрешается.

Эту сцену можно включить в игру, обыграв ее по-своему. Например, та же ссора - попробуйте показать на примере игрушек или какой-то сказки, как протекает ссора. Вот конфликт - и вот его разрешение. Играйте в эту ситуацию столько, сколько нужно, чтобы убедиться, что у ребенка нет отрицательной реакции на такие действия.

В следующий раз, если ребенок захочет пересмотреть мультфильм, попробуйте не перематывать страшную сцену. Но если малыша все равно расстраивает этот момент, лучше не показывайте ребенку или его, или весь мультфильм (серию).

Если дело в герое

Если дело в плохом персонаже, который делает пакости, пугая этим малыша, то тут очень помогает додумывание. Сядьте с ребенком и подумайте, а почему этот медведь так плохо себя ведет? Если в мультике нет подсказок, то придумайте сами: например, его кто-то обидел, поэтому он злится и хулиганит, а после мультика он исправится и станет дружить с героями.

Игра, как и в случае с ситуацией, тоже вам поможет. Возьмите на себя роль «злодея» и покажите его со смешной стороны, добавьте ему самому страхов и недостатков, чтобы малыш понял - бояться совершенно нечего.

Если ребенку не нравится герой, но не за его характер, а за то, как он выглядит, то тут особо ничего не исправить. Если дети решили, что Чебурашка уродливый и страшный, то вряд ли на них подействует довод: «Ну он же хороший!». Просто откажитесь от того, что не нравится вашему малышу. Пусть смотрит то, что визуально его привлекает.

Не решаем за детей

В любом случае очень важно докопаться до истины и выяснить причину. Иногда результаты могут быть весьма неожиданными. Если ребенок плачет на моменте, когда Волка из начинает преследовать лев, который был в маске зайчика, это вовсе не значит, что ребенок боится львов. Может быть он боится, что под одним лицом окажется другое. И ваша антильвиная терапия ему никак не поможет.

Родители очень часто решают, что знают причину слез, и начинают внушать ее ребенку. Например, малыш заплакал на моменте, когда герои оказались в темном лесу, где воют волки. Мама знает, говорить детям, что ночью в лесу не опасно - неправильно, поэтому убеждает малыша, что хоть герои и зря пошли одни ночью в страшный, темный лес, с ними все будет хорошо.

На ребенка воздействует фраза «страшный, темный лес», и за грибами он больше с вами не пойдет. Хотя, если бы мама спросила, что его напугало, он бы сказал «я не понял, что это за звук» или «мне показалось, что там была тень», или даже «не хочу останавливаться, но хочу в туалет». В общем, что-то другое, совсем не то, от чего малыша начали «спасать». По итогу он будет бояться и того, и другого. Так что, когда малыш испуган, первым делом спрашивайте его: «Что тебя напугало?».

Истории родителей

«Мой ребенок испугался Няни из Смешариков. Той самой, которая всех занянчит. А белконоидов из Черепашек не боится. Так что не угадаешь».

«Помню в одной передаче рассказывали про такие страхи: нужно перетянуть врага на свою сторону! придумайте легенду про этого монстрика (ну, что он там во рту у человека что-то полезное делал, зубки лечил или от боролся с вирусами изнутри). Можно купить игрушку или просто нарисовать его. Как он находит себе семью белок, и они его принимают как своего родного (как в маме для мамонтенка). А можно придумать историю, как он перевоспитался и присоединился к черепашкам-ниндзя) Короче, что он хороший, просто стесняется своего облика и пытается хулиганить, но вы его пригрели, и он перешел на сторону добра)))».

«Просто не показывайте больше этот мультик и все! У каждого ребенка свой мультик-„ужастик“, мой даже в Лунтике находит страшные серии и не смотрит их!».

«Для моего сына нет ничего страшнее Чебурашки. Со временем поняла, что его не ушастый мутант пугает, а куклы в мультиках, потому что на 38 попугаев в итоге тоже реакция плохая. Он боялся, что игрушки по ночам оживают. Просто перестали такие мульты смотреть и со временем прошло».

«Моя дочка в мультике „Ну, погоди“ (на пароходе) увидела, что выключается свет, что заяц пугает волка тенью от своих рук и очень сильно этого испугалась. Стала любых теней бояться. Мы вышли из положения таким образом: устроили сами дома театр теней и малыш показывал папе „спектакль“, который записывала на камеру, затем показали малышу что получилось. Дочка поняла, что сама делала тени и успокоилась».

«Ребенок может бояться предстоящих неприятностей по сюжету. Вы не пробовали быстренько промотать мультик, пересказывая его своими словами, порадоваться, как все здорово закончится, а потом уже показать полную версию?».

«У меня дочь в вашем возрасте испугалась обезьяну из Истории игрушек-которая била в тарелки… плакала ночью, боялась вставать и ходить в темноте… продолжалось пока я ее в хорошее настроение и днем уговорила посмотреть этот отрывок вместе и разобраться. все прошло …».

Хороших и нестрашных вам мультфильмов!

Еще больше интересного в нашей группе в

Консультация для родителей

РЕБЕНОК БОИТСЯ

Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».

Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.

Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совершение смелого поступка, например, прохода по темной комнате, пересечение двора и т. д.

Игры и упражнения для снятия страхов

Театрализованные этюды . Импровизированную ширму можно соорудить из 2-х стульев и одеяла, персонажи – игрушки.

Этюд первый «Страшный сон» .

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд второй «Гроза».

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями становятся взрослые, а ребенок – единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Игры

«Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты). Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.) . Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок) . Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей) . Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается) , и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты. Игру можно проводить с одним ребенком или группой детей.

«Качели» . Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2–3 минуты.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет). Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок снова встречает выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2–3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Хорошим дополнением к игровой терапии могут служить рисунки, на которых ребенок изображает свои страхи, причем в определенной последовательности.

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье, скорректировать неправильное воспитание и нейтрализовать конфликты.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

Ребенок боится. Что делать?

Кое-что о детских страхах

Лариса Геннадьевна Скоробогатова, практический психолог высшей категории

Детские страхи - что это такое? Иногда, мы их не замечаем, относимся к ним снисходительно, видя в них милые глупости, иногда, мы взрослые сами боимся детского страха, не зная, что с этим делать. А между тем знание детских страхов открывают нам доступ к внутреннему миру детей.

Хочу сразу оговориться, страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека, и что страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Страх возникает непроизвольно и сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхахребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

Чего боятся наши дети?
Условно страхи можно разделить на две большие группы «врожденные» и «приобретенные».
Страхи, названные нами «врожденными» сопровождают определенный возрастной период развития.

У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомыхлюдей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.
Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.

В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.

Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек - в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что вашребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.

Теперь о «приобретенных» страхах. Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … «нехороших»людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.

Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.

Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.
Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. «Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!». Здесь два варианта исхода:ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.

«Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п.» - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: «Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!»
Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: «Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы.» Да, уколы неприятны, иребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослыхлюдей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.

Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам - заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы». Еслиребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем домеребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. .
То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.

Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутроребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.

Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно еслиребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.

К счастью, большинство детских страхов, обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.

Как вести себя, если у ребенка страхи?
Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик, неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести к неврозу. Вообще, чего бы ни боялся вашребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в его возрасте испытывали что-то подобное.

Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этих переживаниях нет ничего противоестественного. Ни одинребенок не рождается трусом.

Но независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчикбоится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов,ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.
Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?
Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать». Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из совочеков семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобыребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача - внушить ребенку уверенность в его собственных силах.

Как успокоить самых маленьких: практические советы

У детей до года страх может выражаться в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.
Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными. До года ребенок просто не способен оценить уровень возможной опасности. Некоторые страхи имеют в основе своей полученный ребенком горький опыт. Однажды укушенный собакой ребенок, может всю жизнь панически бояться собак. Из этого не следует, что детей нужно всеми способами оберегать от возможных потрясений и проявлений жизни: опыт отрицательный - тоже опыт, причем иногда он усваивается даже лучше, чем положительный. С другой стороны, есть вещи, о которых нужно знать, но личный опыт может оказаться опасным. Так, вы учите ребенка опасаться движущегося транспорта, иребенок усваивает эту науку без попыток проверить ваши слова на деле.

Страх приучения к горшку (возраст: 2-3 года)
Проявления: в этом возрасте ребенок уже довольно ясно представляет свое тело и ощущает себя его владельцем. Поэтому некоторых малышей пугает, когда моча или кал, которыеребенок считает частью себя, уносятся в канализацию с потоком воды.
Что делать: конечно, не возвращаться к одноразовым подгузникам - малыш может воспринять отступление назад как - «ты еще маленький» и это лишит его уверенности в своих силах. С другой стороны, помогите ребенку подружиться с горшочком, усаживая на него мишек и кукол, позволяя вволю играть с ним и т.д. В некоторых случаях бывает достаточно обзавестись горшком с крышкой и не спешить выливать его содержимое в унитаз немедленно. Через какое-то время попробуйте снова предложить малышу справлять нужду в туалете, как взрослые.

Боязнь купания (возраст: 2-3 года)
Проявления: с этой проблемой сталкиваются многие родители, - малыш ни в какую не хочет отправляться в ванную. Те, кто еще недостаточно умеет выразить свои чувства словами, просто начинают рыдать при первом же контакте с водой. Плавательный бассейн или море могут вызвать у ребенка такую же реакцию. Дети боятся не воды - их пугают ее свойства.
Что делать: будьте последовательны, но не спешите. Предложите малышу самому отобрать игрушки для ванночки, придумайте несколько забавных игр с водой (водяная мельница, кораблики, чаепитие с игрушечной посудой). Если вашребенок боится воды, не спешите учить его плавать, следуйте за малышом, а не тяните его насильно вперед. Запишите ребенка на курс плавания, но не бросайте его в воду, полагая, что дети способны обучиться самостоятельно.

Боязнь клоунов и масок (возраст: 3-4 года)
Проявления: в этом возрасте бурно работает фантазия, неудивительно, что ребенок пугается внезапно тянущегося к нему инопланетянина, даже если под маской скрывается его приятель. Больше всего страшат образы чудовищ и животных, реже - смеющиеся и забавные персонажи (если только они не исполинского размера).
Что делать: главное, сами вы не бойтесь водить своего ребенка на маскарады и представления. Лучше попросите хорошо знакомого ребенку человека надеть маскарадный костюм, а затем снять маску, чтобы малыш убедился, что ничего страшного под нею нет.

Страшные сны (возраст: 3-5 лет)
Проявления: увидев во сне кошмар, ребенок может бояться ложиться спать вообще. Он всячески оттягивает этот момент, просит посидеть еще немножечко с вами, попить, в туалет, еще одну сказочку (ну, пожалуйста-а-а!), еще один поцелуйчик. Эти вечерние церемонии способны вывести из себя даже самого многотерпеливого родителя.
Что делать: поговорите с ребенком о снах, особенно о страшных снах. Попробуйте (уже лежа в постели) вместе придумать хороший сон, и «закажите» его. Для этого можно хороший сон нарисовать или написать записку о нем и положить «заказ» под подушку.
Во многих сказках фигурируют злые персонажи, такие сказки на ночь (да и днем тоже) лучше впечатлительным детям не читать. Хорошо помогает оставленный на ночь слабый свет или игрушка-защитник (медвежонок, собака и т.д.).

Страх перед грозой (возраст 3 -5 лет)
Проявления: а вы сами не боитесь раскатов грома и вспышек молний? Особенно ночью? А теперь представьте, что вы впятеро меньше и не знаете, что это за страшные звуки и жуткие мерцания… Правда, страшно?!
Что делать: вряд ли можно доступно объяснить трехлетке природу небесного электричества. И не нужно, просто утешьте его и скажите, что все люди чего-нибудь да боятся. А если гроза приключилась ночью, позвольте ребенку спать, на сей раз, с вами или посидите с ним, пока снова не уснет.

Боязнь чудовищ (возраст: 3-5 лет)
Проявление: о буйной фантазии в этом возрасте мы уже упоминали. Под кроватью, в шкафу и за занавеской может скрываться страшилище, и не пытайтесь переубедить ребенка в этом. Утром чудовища там может и не быть, но чем темнее за окном, тем скорее ваш фантазер начнет его представлять.
Что делать: сказать, что никаких чудищ в природе не существует, легче легкого. Намного труднее научить ребенка справляться со своим страхом. Попробуйте придумать сказку, в которой вашребенок (в образе храброго и сильного богатыря Мишутки) побеждает и наголову разбивает всех страшилищ и врагов вообще. Иногда помогает опрыскивание комнаты из пульверизатора, вода в котором подкрашена пищевым красителем и называется секретным составом против всякой нечисти. Снабдите свое дитя на ночь каким-нибудь смешным оружием. Думаю, вы поняли: вся идея в том, чтобы страшные плоды детской фантазии превратились в смешных и забавных персонажей. Юмор и еще раз юмор, вот главное оружие в борьбе с чудовищами и пришельцами.

Боязнь темноты (возраст: 3-5 лет)
Проявления: читай выше. Ясное же дело, в темноте чудовища так и кишат.
Что делать: купить ночник и не закрывать дверь детской.

Страх перед детским садом (возраст: 3-6 лет)
Проявления: к трем годам ребенок начинает замечать, что мир не сошелся клином на маме с папой. Нежелание идти в сад может быть вызвано разными причинами: неприязнью к воспитательнице, ситуациями, с которыми ваш малыш не умеет справиться самостоятельно, плохими отношениями с другими детьми и даже одиночеством среди шумного коллектива. Какое-либо неприятное событие тоже может породить стойкий страх.
Что делать: для начала попробуйте узнать, что пугает ребенка - кто-то из детей, воспитательница или занятия в саду. Разговорить ребенка удается не всегда, поэтому попробуйте поиграть в ролевую игру: пустьребенок будет воспитательницей, а вы - им самим. Расспросите педагога о жизни вашего малыша в детском коллективе, узнайте, кто его друзья, может, кто-то из детей дразнит его или даже бьет. Подумайте, возможно, какое-то событие переменило жизнь у вас дома? Если ничего особенного не происходит, а отказы идти утром в садик продолжаются, стоит обратиться к детскому психологу.

Боязнь животных (возраст: 3-6 лет)
Проявления: дети нередко боятся животных, особенно собак. Возможно, ребенок в прошлом был напуган и даже укушен животным, а может, он подражает поведению кого-то из совочеков семьи. Родители, а особенно бабушки, часто открыто демонстрируют свой страх перед собаками. Иногда страх ребенка вызван вполне логическими причинами - огромного ротвейлера кто угодно испугается.
Что делать: убедитесь, какова природа возникновения страха. Боязливой маме придется набраться мужества и продемонстрировать приязнь (или хотя бы безразличие) к собакам. Не заставляйте ребенка дотрагиваться или подходить к зверю, если малыш не хочет. Но попробуйте познакомить его с дружелюбной собакой или спокойным котом в доме ваших друзей. Сходите в зоопарк, почитайте книги о животных. Радикальный метод - взять на воспитание щенка или котенка.

Боязнь страшных сцен в фильмах (возраст: после 3 лет)
Проявления: ни один кошмарный сон не сравнится по своему воздействию со сценами, в изобилии поставляемыми нам телевидением. Даже многие мультфильмы наполнены злыми чудовищами, не говоря уж о многочисленных детективных сериалах и кадрах в программах новостей. Психологи по сей день не знают, насколько подобные зрелища отразятся в будущем на поведении детей: то ли закалят их перед трудностями жизни, то ли нанесут серьезный моральный урон развивающейся психике.
Что делать: поинтересуйтесь, что смотрит ваш ребенок сегодня и каждый день. Посидите с программой передач и определите (учитывая интересы малыша, конечно), что и когда ребенок может смотреть. Если же ваше дитя все равно увидело нечто пугающее, обсудите ситуацию с ним и объясните, что страшные персонажи или события существуют только внутри телевизора. «А что бы ты посоветовал страшилищу, чтобы оно стало добрым и перестало пугать и вредничать?»

Страх за членов семьи (возраст: после 3 лет)
Проявления: многие родители предпочли бы не посвящать детей в семейные беды - болезни, смерти или разводы среди близких людей. Но это может дать обратные результаты: услышанные где-то недомолвки становятся почвой для бурной работы детской фантазии, и вот уже вашребенок вообразил себе невесть что. Дети часто представляют, что несчастье знакомых могло произойти и с их отцом или матерью - что может быть страшнее!
Что делать: постарайтесь быть откровенны с ребенком, только излагайте события в доступной ему форме. Иногда бывает полезно посоветоваться с психологом, прежде чем посвящать малыша в подробности трагического события.

Страх смерти (возраст: 5-6 лет)
Проявления: в этом возрасте ребенок впервые способен постичь разницу между жизнью и смертью. И это открытие может сильно напугать впечатлительного малыша. Иногда этот страх вынуждает его отказываться идти спать из опасений, что наутро можно и не проснуться. Если кто-то из близких умрет вследствие недуга, маленький ипохондрик начинает думать о худшем, заболев гриппом. И вообще,ребенок начинает размышлять о возможной внезапной смерти родителей, ведь он пока не совсем представляет, что такое статистика и насколько велика опасность такого события.
Что делать: к сожалению, доводы логики не всегда оказывают на детей должное воздействие. Попробуйте объяснить, что дети обычно не умирают, это случается со старыми, даже очень старыми и больными людьми. Расскажите, что вы стараетесь сделать все, чтобы жить как можно дольше. Можно добавить, что после смерти тела душа человека не умирает, а… Что происходит потом - не знает никто, но если вы можете утешить малыша, таким образом, то почему бы не попробовать.

Дорогие родители, надеемся, что наши рекомендации помогут вам в общении с ребенком и помогут предотвратить многие страхи. Если самостоятельно вам не удается помочь ребенку избавиться от навязчивых страхов, то обратитесь за помощью к специалисту- психологу.