Славянские причёски мужские. Мужские славянские прически Зачем мужчинам длинные волосы

Славянские прически отличались простотой и практичностью. Девушки носили длинные косы, украшая лентами, самобытными головными наборами. Символом красоты считалась длинная густая коса, русские народные прически основывались на трехпрядном плетении. Современные модницы также используют традиционную укладку, придавая нотки индивидуальности.

Описание стиля

Прически древней Руси не отличались оригинальностью. Простой народ и знать носили одинаковые модели, отличались только убранством головные наборы, одежда. Женские укладки регламентировались церковными законами, девушки носили одну косу, а замужние женщины заплетали две. Традиционное трехпрядное плетение символизировало красоту, здоровье, жизненную энергию. Чем толще и длиннее была коса, тем краше считалась девушка.

Вплетенные ленты в колосок означали помолвку и скорое замужество. После вступления в брак женщина не могла появляться на людях с непокрытой головой, а традиционной прической считалось 2 косы. Одна наполняла жизненной энергией хранительницу очага, вторая оберегала ее детей. Волосы имели особое значение, во время болезней их распускали и старательно расчесывали для быстрого выздоровления. Настоящим позором для девушки было обрезание косы, так же, как для замужней женщины появиться на людях без платка или кокошника.

Все изменилось в XVIII веке, крестьяне продолжали носить традиционные плетения. На высший свет влияла французская мода, популярными были громоздкие конструкции париков. Носили как мужчины, так и женщины, предпочитали объемные варианты «Пудель», «Грива». Подобные изделия стоили очень дорого и украшать голову пышными париками могли только представители высшего света. На смену цирюльникам приезжали парикмахеры, которые не только создавали искусственные шиньоны, но и наносили грим. Внешности уделялось большое значение, создавались целые образы, парикмахеры считались людьми близких к искусству.

В XIX на смену громоздким парикам пришли античные прически. Мужчины уже не носили сложные конструкции, а коротко стригли волосы. Для красавиц предлагались модели на среднюю длину, пряди завивали в разнообразные локоны, которые укладывали на макушке, темени, у висков. В моду вошли симметричные укладки, которые украшали кружевом, бисером, лентами.

В ХХ веке под влиянием исторических событий появились практичные стрижки, андрогенные формы. Новое время отразилось и на парикмахерском искусстве, модницы выбирали паж, каре, боб, «Гарсон», «Сессон», «Пикси». Длинные волосы уже не ассоциировались с женственностью и красотой, традиционные косички заплетали только школьницы. В XXI веке в моду вернулись длинные волосы, благодаря влиянию многих культур появились новые вариации плетения. Неизменной осталась лишь русская коса, на основе которой сегодня создаются сложные, современные укладки.

Характеристики русского стиля:

  • основные черты прически - симметрия, заплетенные волосы, аккуратно уложенные в тугую косу, челка редко использовалась в народных прическах, что позволяло сделать акцент на чертах лица;
  • макияж отличался яркими красками, девушки выделяли глаза, брови черными угольками, для губ и щек использовали свекольный сок, чем румяней красавица, тем краше она считалась;
  • в одежде ценилось качество ткани, вышивка, роспись, красочные, цветочные рисунки, национальный костюм включал белую рубашку и сарафан в пол на тонких бретелях, обязательным атрибутом был головной убор - кокошник или платок.

Характерные черты причесок

Славянские традиции позволяли отрастить длинные косы, ухаживали на Руси за локонами не менее тщательно, чем сегодня. Девушки могли часами расчесывать пряди деревянными гребнями, заговаривая волосы на прибавления красоты. Первыми ополаскивателями были настои трав, а чтобы коса не пушилась, сохраняла аккуратную форму, копну смачивали соленой водой.

Отличительные черты причесок в русском стиле:

  • волосы не обрезаются, ценится максимальная длина;
  • локоны не окрашиваются, природный блеск и сияние достигается благодаря тщательному уходу;
  • отличаются симметрией, выполняются преимущественно без челки, возможны варианты с прямой челкой;
  • основная прическа - трехпрядная коса, также носили колоски вокруг головы, собирали волосы в пучок;
  • волосы туго завязывались, неудачной считалась прическа с выбившимися прядями или торчащими «петухами»;
  • часто использовались головные уборы, разноцветные ленты.

Кому подходят прически в русском стиле:

  • украсит прическа не только обладательниц славянской внешности, подойдет барышням контрастных типажей с выразительными чертами лица, кудрявыми и вьющимися локонами;
  • рекомендуется молодым девушкам, традиционное плетение подчеркнет нежность, красоту юности;
  • зрелым женщинам стоит выбирать прически со свойствами коррекции, объемной макушкой, обрамляющими лицо прядками;
  • старинные прически подчеркивают изящный силуэт, собранные волосы подходят стройным высоким и миниатюрным барышням.

Важный момент! Традиционные укладки стоит комбинировать с современными стилистическими направлениями бохо, гранж, кэжуал, романтичным, пижамным стилем.

Выполнять прически в русском стиле можно на любой длине. Этно образ создается не только благодаря особой укладке. Стоит уделить внимание деталям, аксессуарам. Для многих коса станет отличным вариантом на каждый день. Рекомендуется выбирать для торжественного события, дополняя соответствующим нарядом:

  • собранные модели лучше создавать на второй день после мытья волос или использовать стайлинговые продукты, чтобы прядки не выбивались из общей копны;
  • для придания объема редкой косе рекомендуется накрутить основную часть волос, также можно использовать накладные трессы для увеличения длины, материал подбирается под цвет локонов;
  • отсутствуют начесы, пряди у лица, допускается челка прямой формы, прическа достаточно простая, нотки самобытности создаются с помощью деталей;
  • симметрии укладкам придает вертикальный центральный пробор и трехпрядное плетение, также можно собирать локоны в колосок, пучок, гладко зачесывая локоны назад.

Для создания прически в русском стиле, нужно подобрать подходящие аксессуары. Платки, ленты, кокошники будут выглядеть стильно, современно, сочетаются не только с нарядами а-ля барыня, но и с актуальным кэжуал, гранж, гламурным шиком.

Можно ли сделать укладку самостоятельно

Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун,пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.

Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
  • плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
  • гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
  • невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
  • аксессуары для волос - кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.

Причёски с косами на каждый день быстро и легко.

Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Укладки для народных танцев отличаются не сложностью выполнения, а роскошными головными уборами. Выполняются на длинных локонах, толстая, густая коса является обязательным элементом прически. Локоны зачесываются назад, акцентируя внимание на лице. Подходит молодым девушкам с правильными, выразительными чертами, вытянутой, треугольной формы овала.

Коса вокруг головы выполняется на средней и длине ниже плеч. Подходит барышням с точеными чертами лица, правильной формой овала. Вариант удобной, практичной укладки, также используется и для особых случаев. Для придания характерных этноноток можно вплетать ленты, или сочетать с нарядом в русском стиле.

Для длинных локонов рекомендуется выбирать модели с одной или двумя косами. Простая укладка подчеркивает девичью красоту, нежность. Подходит барышням, предпочитающих естественную красоту. Симметричные прически акцентируют внимание на лице, длинные косы подчеркивают стройный, хрупкий силуэт. Удобная прическа на каждый день позволяет сохранить аккуратную форму, предупредить спутывание длинных прядок. С помощью аксессуаров лент, венков, ободков, легко создать праздничный образ.

Прически с кокошниками выглядят стильно и современно. Сочетаются с плетениями на средних и длинных локонах, но можно выполнить и на коротких прядках. Головной убор акцентирует все внимание на себе, скроет отсутствие роскошной копны. Подбирать аксессуар рекомендуется под основной наряд, можно создавать образ не только для фотосессий, но и для торжественных мероприятий. Подходит стройным, высоким девушкам, миниатюрным барышням нужно выбирать аккуратные, небольшие модели русского убора.

Собранные прически с платком используют современные барышни, создавая неповторимые образы. Подходят для холодного периода года, выбирают девушки модельного типажа внешности. Благодаря головному убору создать русский стиль можно в современной интерпретации. Прически с платком рекомендуется выбирать барышням с безупречными внешними данными.

Плюсы и минусы

Многие модницы отказываются от старинных укладок, но трехпрядная коса является основой многих современных моделей. Учитывая преимущества и недостатки плетения, легко создать яркий, самобытный образ.

Плюсы:

  • сохраняет аккуратную форму на протяжении дня;
  • простая технология плетения не вызывает сложности выполнения даже у новичков;
  • возможно сочетать с современными стилистическими направлениями;
  • русская коса соответствует актуальным парикмахерским тенденциям;
  • выполняется на прямых, кудрявых, вьющихся локонах;
  • оригинальные аксессуары позволяют создавать индивидуальные образы.

Минусы:

  • не подходит зрелым, а также полным женщинам;
  • прическа не обладает омолаживающими, корректирующими свойствами, акцентирует внимание на недостатках;
  • не получится выполнить на коротких прядках.

Звездные примеры

Ксения Собчак выбирает традиционные косы для светских мероприятий.

Ульяна Сергеенко не только разрабатывает успешные коллекции, вдохновляясь традициями древней Руси. Дизайнер и сама использует стильные образы с собранными локонами для светских раутов.

Джиджи Хадид сочетает длинную косу до пояса с красным костюмом и широким чокером.

Наталья Водянова часто появляется с собранными укладками, подчеркивающими уникальную внешность супермодели.

Полезное видео

Плетение русской косы.

(у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой. Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы. Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному , волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.
С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы - более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 - 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.
Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение - рога. Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая. У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью. В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" - т. е. выставить наружу волосы-считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор - обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».
У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,- вспоминая прошлое, рассказывают старухи,- то кнутом отхлещет". У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.

И напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х - начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка - «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

«Прическа князя состояла из длинного клока волос на бритой голове. Клок разделялся на две пряди, которые свисали с обеих сторон лица. Борода, дополнявшая прическу, была редкая, зато усы - густые и длинные. В ухо была продета серьга с драгоценными камнями».

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать - шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо - это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы - полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

Илья Репин. Бородатый крестьянин. 1879. Частное собрание

Константин Маковский. Русская красавица. XIX век. Частное собрание

Илья Репин. Белорус. 1892. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил» . Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы , замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» - ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара - за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии - парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» - прядь волос).

«Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, - словом, художник».

Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» - высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы - в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия

Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет - «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы - каре - у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки - щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве - и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка - «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Русские прически от Древней Руси до начала XX века

На Руси, еще с дохристианских времен считалось что стиль и форма славянской мужской прически отражается на духовности человека. Моду на изменение причесок ввел Петр I, после того как побывав в Европе, он, вернувшись в Россию, подверг своих приближенных принудительному остриганию бороды и волос. Именно с петровских времен законодателями парикмахерской моды становятся народы Западной Европы.

Конечно, мужские славянские прически, вплоть до XVII века, не отличались разнообразием и оригинальностью.

В допетровскую эпоху целью парикмахерского дела на Руси было придание стрижке наибольшей практичности. Длинные волосы не должны были препятствовать обзору охотника или воина, и не мешать бортнику или рыбаку во время их промысла. Однако издревле считалось что короткая стрижка лишает представителя сильной половины человечества его внутренней силы. В то же время ниспадающие на плечи также не имели особой популярности, а их носитель мог быть отнесен к категории маргиналов — людей, стремящихся отойди от исконно русских традиций и поэтому способных предать свою родину.

Если более внимательно провести экскурс в историю мужских славянских причесок, то можно увидеть отличие в стрижках южных и северных славян.

И здесь мода также определялась практичностью. Жители Новгорода, Рязани и Владимира предпочитали носить уличённые прически «под горшок», дополняемые бородой. Это в основанном было вызвано суровой зимой, что делало использование естественной растительности как дополнительного фактора, предотвращающего обморожения лица. В тоже время оселедец жителей Запорожской Сечи, вкупе с усами и отсутствием бороды, позволяли легче переносить летнюю жару.

Практичность и удобство мужских причесок северных славян дополнялась различными парикмахерскими аксессуарами, простейшим из которых был налобный ремешок. Именно его применение предотвращало падение волос на глаза, облегчая работу кузнеца, плотника, хлебопашца.

У воинов длинные волосы предотвращали натирание боевым шлемом или кольчужной шапкой кожи головы. Если учитывать непрерывность войн на Руси начиная от битвы на реке Калке и заканчивая Смутным Временем, то нетрудно понять, что удлинённые волосы славянской прически играли и унитарную роль.

При этом не нужно считать, что длинные волосы славян находились в беспорядке или имели неопрятный вид.

Для славян баня – неизменный атрибут, отношение к которому носило если не полурелигиозный, во всяком случае мистический характер. Именно в бане чаще всего прятался домовой, а еженедельная банная помывка считается до сих пор исконно славянской традицией.

Из древних времен в сегодняшнюю практику ухода за волосами вошло их мытье простоквашей, сывороткой, яичным желтком или хлебным квасным изваром.

Если сравнить с культурой ухода за волосами англичан, то и здесь можно увидеть различие в способах их мытья. Вплоть до начала XX века в Англии было принято сначала мыть в специальном тазике руки, а затем переходить к мытью физиономии и волос. Такого понятие как окатывание себя водой из ведра в Западной Европе не существовало.

Не стоит думать, что в древности и в более, более поздние времена у славянства наиболее популярен был парикмахерский стиль прически «под горшок».

На иконах и древних миниатюрах можно увидеть славянские мужские прически с элисообразным подстриганием контура волос. Кроме того, длинные пряди слегка завивались наружу. Следует помнить, что мода на разнообразные парики пришла в Россию во времена петровские реформ, а в повседневном буту парики широко распространились в среде офицерства в период правления Петра III и Павла I.

В славянской традиции (у восточных славян) прически девичьи и замужних женщин значительно разнились между собой.

Девушки не закрывали волос головным убором, замужние же тщательно их прятали.

Древнейшей девичьей прической у восточных славян были распущенные волосы.

Девушки в Архангельской губ. в 1880-х годах ходили обычно с одной косой, спущенной по спине, с вплетенными в нее яркими лентами, но когда в праздник надевали повязку или чёлку, то, по старинному обычаю, волосы не заплетали в косу, а распускали.

Венчали и хоронили девушек также с распущенными волосами. Во время траура, а также при выполнении некоторых обрядов, например опахивания, девушки распускали волосы.

С этим связан особый тип девичьего головного убора в виде перевязки из ткани, обруча из луба или из другого материала, венка, венца и тому подобного, как бы сдерживающего распущенные волосы. Верхняя часть головы оставалась открытой.

Заплетание волос в одну или две косы — более поздняя восточнославянская прическа. У русских преобладала девичья прическа в одну косу (поэтому девушка называлась «однокоской»). Плетение косы в четыре-семь прядок было в обычае у южных великорусок.

Первое заплетение косы девочки означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была "дивчинкою", а как только ей заплели косу, она становилась "дивкою", девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т.е. 13 — 16 лет.

В некоторых местах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

Девочке в пять лет сплетали волосы "в крест", беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: "как связаны волосы, так бы хлопцы вязались ".

Коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Обычной прической славянских замужних женщин (особенно русских) еще в XIX в., а местами и в начале XX в., были две косы, заплетенные по бокам и уложенные на голове, причем нередко при этом спереди получалось возвышение — рога.

Среди белорусов и украинцев часто встречался обычай укладывать волосы, наматывая их на обруч, а не заплетая.

У восточных славян был обычай подстригания и даже бритья волос у замужней женщины. Последнее практиковалось в древнем Новгороде, но не одобрялось церковью.

В западных областях Украины, от Волыни до Карпат, существовал обычай подрезать волосы замужних женщин до уровня ушного отверстия.

Замужние всегда тщательно прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой и даже "засветить волосом" — т. е. выставить наружу волосы—считалось для замужней женщины позором у всех восточных славян; "окосматить" же её, т.е. сорвать насильно головной убор — обидой и даже преступлением еще во второй половине XIX в. Женщина могла в таком случае обратиться в суд, требуя денежного возмещения за «бесчестие».

У русских (Тверская губ.) женщине запрещалось выходить простоволосой во двор, к скотине, так как существовало поверье, что «дворовой рассердится» и скотина "водиться не будет ". "Если свекор увидит, что молодуха без сборника вышла,— вспоминая прошлое, рассказывают старухи,— то кнутом отхлещет".

У украинцев также имелось поверье, что если замужняя женщина выйдет в сени, не покрыв голову платком, то домовой "потянет ее на чердак ". По народным представлениям простоволосая замужняя женщина вызывала неурожаи хлеба, болезни людей и скота.