Выступление из опыта работы на тему "использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников". «Экологическое воспитание дошкольников средствами фольклора А коза бодается, а старик ругается

Тема: "Фольклор в экологическом воспитании дошкольников"

Цель: развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных)

Задачи:

1)Закрепить знания о домашних животных.

2)Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения.

3)Активизировать словарный запас детей.

4)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

5)Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок, со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым утром, глазки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце!

- Мы проснулись?

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.

У меня лошадь большая, а у вас детеныш лошади - жеребёнок.

Садимся и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное - покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

(Появилось солнышко ). Что мы с вами делали? (Закликали солнышко). Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик. воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).

Здравствуйте, детушки - малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. А знаете ли вы, какие домашние животные живут в деревне? Отгадайте:

  1. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый. (поросенок )

  1. Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу! Как мне часто снится

Блюдечко с молочком. (кошка )

  1. С хозяином дружит, дом сторожит

Живет под крылечком, хвост колечком (собака )

  1. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру (лошадь )

Хорошо, умеете отгадывать загадки. А теперь давайте, поговорим о том, какую пользу приносят домашние животные людям: кошка, корова, собака, конь? Молодцы. Пока мы с вами играли, мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра "Путаница" - найдите, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку)

Мирись, мирись мирись.

И больше не дерись.....)

Теперь они будут жить дружно.

А теперь давайте поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

Глазками похлопаем, ножками потопаем.

А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как её надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать

Мою деточку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Вот мы и отдохнули. Ребята, пока мы с вами отдыхали, мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать чего здесь не хватает.(Дети дорисовывают усы кошке, рога корове, хвост поросенку). Молодцы!

А теперь давайте поиграем в «Добавлялки»:

Ок-ок-ок-стоит в поле (теремок)

Су-су-су- петушок поймал (лису)

Цо-цо-цо-снесла курочка… .(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садись на (пенёк)

Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы можем их развеселить, потешить-частушкой.

1 ребенок:

Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Маленькие котяточки,

Царапали за пяточки.

2 ребенок:

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы - женихи.

3 ребенок:

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

Нет волос на голове,

Нацепила перья!

Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы!

Ребята, а раньше в деревнях сочиняли и рассказывали сказки детям, давайте вспомним как звали животных в сказках?

1.Кошку, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку.(Кошка Машка)

2."Слепого" кота, товарища лисы Алисы. (кот Базилио)

3.Кота дядя Федора. (Матроскин)

4.Умного кота, который достался в наследство младшему брату.(Кот в сапогах)

5.Собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тянуть (Жучка)

6.Пуделя Мальвины. (Артемон)

Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести лошадок. Помогите мне - подойдите к столам и давайте их разукрасим, чтобы они у нас ожили. Дети разукрашивают шаблон в виде лошадей и ставят их на заранее подготовленный макет "Деревня".

А теперь пришла пора прощаться: скажем, бабушке и её питомцам «До свиданья». (воспитатель уходит переодеваться за домик, младший воспитатель следит за детьми).

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

Экологическое образование может основываться не только на научных знаниях и представлениях, оно также может дополняться образами искусства и литературы. Осуществляемая в процессе экологического образования интеграция научных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов, направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности и служит гуманитаризации образования.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Использование малых форм фольклора способствуют развитию познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, экологическому воспитанию и воспитанию любви к народному национальному искусству.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Произведения народного фольклора бесценны. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, петушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Попевки, поговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество позволяет с самого раннего детства побуждать ребенка к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир животных, природы, вещей и отношений. Использование малых фольклорных форм полезно в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Пословицы, поговорки, потешки загадки, рекомендуется широко использовать в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности объекта и явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

В пособии раскрывается сущность этнопедагогики и народной педагогики, показана возможность их использования в экологическом воспитании дошкольников, а также содержатся практические материалы: методика использования различных фольклорных форм в эколого-педагогическом процессе детского сада; сценарии праздников и досугов, конспекты занятий, описания народных игр. Пособие адресовано специалистам и практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.

Из серии: Экологическое воспитание в детском саду

* * *

компанией ЛитРес .

Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Важной проблемой современности, является этническая – подъем национального самосознания, обращение к истокам народной культуры. Ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и российские, заявлена в государственных стандартах дошкольного образования. Концепция базисной программы «Истоки» одним из направлений в формировании личности ребенка определяет усвоение им общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Программа «Столичное образование» (все ее варианты) также нацелена на пробуждение и формирование у детей интереса и уважения к истории, обычаям, творчеству своего народа.

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной. Во всех группах проводятся циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия. Все дети включаются в создание и поддержание необходимых условий для животных – обитателей уголков природы и комнаты природы. Старшие дошкольники участвуют в экологических акциях, слушают чтение литературных произведений экологического содержания и самостоятельно создают книжки.

Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.

Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Умывая малышей, воспитатель напевает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

А щечки алели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Причесывая детей, воспитатель приговаривает:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Во время завтрака (обеда, ужина), показывая детям игрушечную козу, воспитатель произносит:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Того – бу! – забоду,

На рога посажу.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На прогулке воспитатель разыгрывает с детьми потешки:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

– Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

– Во лесок, во борок -

Грибы, ягоды сбирать,

Наших деток угощать.

Сначала детям было непривычно слышать проговаривание потешек, иногда они протестовали: «Не говори, не надо!» И лишь спустя некоторое время привыкли к потешкам и начали повторять их за воспитателем.

Специально следует остановиться на колыбельных песнях. Многие исследователи придают им большое значение. Г. Н. Волков отмечает: в колыбельных песнях любят ребенка, которого укачивают, и детей вообще. «Содержание песен и манера их исполнения свидетельствуют о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей». И далее: «Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающие сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания в семье. Да и в яслях отсутствие колыбелей не исключает возможность применения какой-то степени колыбельных песен».

Колыбельные песни пронизаны любовью к ребенку, в них выражается забота, высказываются добрые пожелания, предостережения, в них много нежных и ласковых слов.

Воспитатели начали петь малышам колыбельные песни. Дети, не понимая всех слов, слушали, успокаивались и засыпали. Ритм колыбельной песни играет важную роль в проникновении образов песни, слов в душу ребенка. Под песни стали засыпать ребята, которых очень трудно было уложить в кровать.

Чтобы воспитателям было легче работать, были сделаны подборки колыбельных песен:

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Светел день – не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Баюшки-баи, деточки мои!

Сон да дрема вдоль по улице прошли,

К нашим деточкам зашли,

Под головку спать легли.

Баюшки-баю-баи,

Деточки мои!

Прилетели гул юшки,

Сели к деткам в люлюшки.

Они стали гурковать,

Детки стали засыпать!

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

Современные воспитатели не привыкли использовать народный фольклор в повседневной жизни, поэтому им были даны консультации на темы «Как нужно петь колыбельные песни», «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Потешки, пестушки, колыбельные песни – это явления семейной народной педагогики, поэтому, как правило, они содержат обращение к одному ребенку. В детском саду воспитатель работает с группой детей, поэтому некоторые потешки были переложены на общегрупповую форму:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Умницы, детки,

Ешьте кашку сладеньку -

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Прилетели пташечки,

Принесли деткам рубашечки,

Рубашечки цапли сшили

Лягушки пуговки пришили.

Баю, баю, баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат -

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Сердце бьется,

Душа радуется.

Березоньки скрипят, скрипят -

Наши деточки спят, спят!

Их сон унесет,

Унесет их в садок

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Деткам в ротик попадет.

Малиночка сладенька,

Спят детки маленькие.

Одновременно шла работа с родителями. На первом собрании провели анкетирование родителей, в котором выяснялось их в целом положительное отношение к народной педагогике, фольклору. Было выявлено, что около половины родителей знают, что такое фольклор. Колыбельные песни знают многие, но поют не все – некогда. Много песен знают бабушки. Некоторые родители говорили о трудностях, которые он испытывают, укладывая ребенка спать. В связи с этим была проведена консультация «Пойте ребенку колыбельные песни». На видеокассету записали момент укладывания детей в детском саду и показали родителям. Они с удивлением увидели, что дети засыпают под колыбельную песню. Воспитатели распечатали тексты песен, потешек и раздали родителям, чтобы они могли использовать их дома.

Фольклорно-игровые занятия с малышами требуют от педагогов профессиональных знаний, умений, владения художественными средствами (умение петь, танцевать, изображать какого-либо персонажа и т. д.).

Перед каждым занятием воспитатели обращались к музыкальному руководителю, старшему воспитателю, заведующей за помощью. Мы помогали им «войти» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей.

Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек Мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Важная особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяет широко использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.

В работе с малышами воспитатели ориентировались на уровень их развития, стараясь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использовались словесные, наглядные, игровые приемы. Так, в первой младшей группе удачно прошло занятие «Корова с теленком». Воспитатель умело справилась с ролью пастушка, дети играли под ее руководством, изображая коров, много говорили, были эмоциональны. Воспитатель смогла донести до детей смысловое содержание благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса, костюму. На занятии было установлено речевое взаимодействие с каждым ребенком, на основе которого идет развитие коммуникативной речи, восприятия и наглядно-образного мышления.

В другой группе к малышам приходила в гости «бабушка» – воспитатель. Надев на себя русский народный костюм бабушки, она знакомила их с кошкой, петушком. Дети сначала не узнали в «бабушке» воспитателя – уж очень необычен был ее наряд (сарафан, кокошник). Но потом малыши оживились, включились в игру. Мы сделали вывод: к самым маленьким детям следует надевать лишь элементы костюма, либо приходить к ним в фольклорной одежде накануне занятия, чтобы они привыкли.

В младшей группе аналогичным образом было проведено занятие «Знакомство с козой и козлятами». Воспитатель взяла на себя роль козы: оделась в сарафан, на голове – шапочка козы. Дети с радостью общались с «козой», были активны, отвечали на вопросы, с удовольствием играли, а в конце занятия пили молоко, которое им принесла козочка. Потешка про козу вызвала у ребят желание двигаться.

Другое занятие было построено на основе русской народной песни «Буренушка», содержание которой пронизано теплым добрым отношением к животному, благодарностью за то, что оно кормит и поит людей. Воспитатель протяжно пела песню и одновременно разыгрывала действия с коровой, изображенной на картине: давала ей траву, гладила, поила из ведерка:

Уж как я ль то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя;

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Второй раз воспитатель пела песню по частям: спев первые четыре фразы, предложила детям самим покормить корову, ласково погладить ее. После пения второй половины песни попросила ребят напоить корову из ведерка. В конце занятия дети пили молоко – воспитатель, наливая его в чашки из кринки, поясняла: «Молочко дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботится о ней, коровка дает много молока. Вот и нам досталось!»

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания (Коллектив авторов, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

Методическая разработка Сказка, как средство экологического воспитания детей старшего - страница №1/2

Татарстан г. Елабуга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Искорка»

Методическая разработка
Сказка, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Составитель:

Кадерлеева Ригина Рашитовна

воспитатель

2013-14

Стр .
Введение ___________________________________________________________
I . Сказка и экология как важные факторы развития личности_______
1.1 Экологическая культура как результат экологического образования _____
1.Сказка – источник познания ____________________________________

II . Русский фольклор как средство воспитания экологической

культуры ________________________________________________________
2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания_______

III . Экспериментальное исследование: Влияние сказки на воспитание экологической культуры дошкольников ____________
3.1 Констатирующий этап.___________________________________________

3.2 Формирующий этап. _____________________________________________

3.3 Контрольный этап. ______________________________________________
Заключение _______________________________________________________
Литература.
Приложение.

Введение

Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.

Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

Отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического материала;

Недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

Дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.

Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

Задачи исследования

Разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;

Подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;

Составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;

Прививать интерес к русскому устному народному творчеству.

Методы исследования :

1. Теоретический анализ научной литературы по теме.

2. Эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Метод математического и графического анализа.

Сказка и экология как важные факторы развития личности
1.1

Экологическая культура как результат экологического образования
Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.

Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников.

Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологической - распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической - применимо для любого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообществах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической - оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и поддержание определенных условий для них, т.е. практическую деятельность; с психологической - познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обозначенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.

Таким образом, экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

1.2

Сказка – источник познания
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.

Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

II .

Русский фольклор как средство воспитания экологической

культуры

Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.

Доступность содержания детям дошкольного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки . Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай


Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.


Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.


Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,
Не давай дождя,

Давай солнышко Колоколнышко!


Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.


Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.


Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!


Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.


Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки . Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).


Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,
Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:


У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха

Ушла с голодухи.

Третью - савраску

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Дошкольники наблюдают, как убирают сено на участке дворники Алексей Иванович и Петр Николаевич; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.


Стучит, бренчит на улице

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь?»

«Сено косить»

«На что тебе сено?»

«Коровок кормить»

«На что тебе корова?»

«Молоко доить»

«На что тебе молоко?»

«Ребенка поить»

Среди прибауток много небылиц . Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».


А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.


А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.


Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.



Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.


Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.


Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.


        • Апрель водой славен, почками красен.

        • Без росы и трава не растет.

        • Гусь как воевода в красных сапогах.
А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.


  • Почему некоторые птицы ночуют в снегу?

  • Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?

  • Почему трава под снегом остается зеленой?

  • Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?
Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл пословиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.


Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.


Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.


Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,
Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:


У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:


Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!


Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.


Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).

В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Дети, видя отдельные явления природы, воспринимают их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ними картины мира. Моя задача - помочь ребятам обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение фольклора для самых маленьких в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Занятия по экологии я преподношу только в светлых тонах, при этом ярко выделяю позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности.

Экспериментальное исследование:

Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников.
3.1

Констатирующий этап.
МДОУ № 14 воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Воспитания и обучения в детском саду» представленная авторами М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, экологическое образование по программе «Мы», представленная авторами Кондратьевой Н.Н., Шиленок Т.А. Марковой Т.А.. Виноградовой Т.А.

Уровни оценки отношения детей к природе были разработаны в соответствии с программой «Мы», автор Кондратьева П.П.

Первый уровень (низкий уровень).

Второй уровень (средний уровень).

Третий уровень (высокий уровень).

Критерии, определяющие отношения детей к природе:


  1. Знание живого организма.

  2. Знание ценности природных объектов.

  3. Знание правила поведения в природе и соблюдение их.

  4. Знание характерных признаков времен года и соотношение с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

  5. Умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Задачи эксперимента:

  1. Выявить уровень знаний и отношения к природе у детей старшей группы.

  2. Повысить уровень знаний и отношения к природе у детей используя фольклор в совместной деятельности.

  1. Произвести математический и графический анализ результатов эксперимента
4. Доказать на практике эффективность выбранного средства в формировании экологической культуры.

В результате проведенной диагностики группу детей разделили на две группы контрольную и экспериментальную. Дети диагностировались с одинаковым уровнем сформированных экологических знаний. В результате диагностирования детей уровень сформированности экологической культуры был следующим 25% - 3 уровень, 50% - второй уровень, 25% - 1 уровень

Формирующий этап.
Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

Содержание:

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение № 1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм.

Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию.

В игре-беседе происходит "выход" к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы.

Особое место в музыкально – театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении.

В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д.

Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Контрольный этап.
Цель : Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями.

Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы

Заключение
Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

Я передаю детям свою способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия.

Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.

Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Я стараюсь привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие воспитатели «открывают» себя.

Фольклорные произведения для дошкольников несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви.

Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства.

Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Эксперимент показал: ценность фольклорных произведений для экологического воспитания обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для дошкольного возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом жаркое), а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.

Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства дошкольников с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.

Литература


  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2002. – 335 с.

  2. Кондратьева, Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А.. Маркова, Т.А.. Виноградова. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2002. – 227 с.

  3. Волосникова, Т.В, Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – 6. – С. 16-17

  4. Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Москва: 1955.

  5. Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

  6. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск, 1981.

  7. Ковалев В. М, Могильный Н Я. Русская кухня: традиции и обычаи. М., ;1990.

  8. Крылов Г В. Травы жизни и их искатели. Новосибирск, 1972.

  9. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Лапшина Г.А.- Волгоград: Учитель, 2006.

  10. Ляховская Л П Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПб., 1993.

  11. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. В 2-х томах. М., 1993. (Репринтное воспроизведение издания XIX в.)

  12. Менра. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. М., 1991.

  13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство/Сост. В.П.Аникин. М., 1991.

  14. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. Г. Д. Рыженков. М., 1992.

  15. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.

  16. Сахаров П. И. Сказания русского народа/ Сост. В. П. Аникин. М" 1989.

  17. Соколова В. К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX - нач. хх в. М., 1979.

  18. Старинная кухня. Нижний Новгород, 1993.

  19. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. М., 1990.

Приложение № 1

Перспективный план работы кружка

«Вечерки с тетушкой Совой»

на 2008 – 09 гг.



Содержание

Задачи

Музыкальный материал

Формы проведения,

методы, приемы


Время

проведения


1

2

3

4

5

«На деревенском дворе

Продолжить знакомить детей с фольклором; доставить им радость от общения с русским народным творчеством, обогащать

музыкальными впечатлениями; прививать детям любовь к домашним животным, птицам, изучать их образ жизни, повадки, вызывать эмоциональный отклик на яркие

народные образы


Русские попевки: «Петушок»,

«Свинка», «Овечка». Русские народные песни: «Как у наших у ворот», «Коровушка», «В огороде бел козёл»,

«Украл котик клубочек». Игра «Волк и гуси». Оркестровка песни «Во саду ли, в огороде»


Фронтальное занятие. Театр игрушки

Сентябрь

«Экскурсия в

огород»


Приобщать детей к народному твор-

честву; продолжать знакомить с ого-

родными растениями и их значением

для человека



Использование фольклора: русские народные попевки и песни -«Картошка моя», «Помидор», «Сей, сей горох», «Пойду лук я полоть», «Дождик», «Я на камушке сижу»; игра «Огуречик»

Инсценированное

занятие, фольклорный праздник; использование

фланелеграфа


Октябрь

«Война

ягодами»


Продолжать слушать и исполнять с детьми

русские народные песни; создавать атмосферу радости от общения с природой; в игровой форме закрепить знания о грибах



Использование русской народ-

ной сказки в обработке В. Даля.

Русские народные попевки:«Сморчок», «Беленький груздочек». Русская народная песня «Выходили раз ребятушки... »


Образный

пересказ сказки



Ноябрь

следующая страница >>

Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение №1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию. В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально - театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении. В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д. Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями. Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы.