С праздником начало месяца рамадан. Ваш ребенок и месяц рамадан. Рамадан и Коран

У каждого народа есть свои традиции и обычаи. У мусульман празднование Рамадана берет истоки в давних временах, и каждый житель мусульманских стран с ответственностью и почестью относится к данному обряду. Конечно же, перед тем, как поздравлять с Рамаданом, необходимо изучить особенности и традиции этого торжества.

Особенности и история праздника

Рамадан схож с христианской Пасхой. В период этого праздника у людей наступает пост, во время которого соблюдается строжайшая диета, которая очищает организм и душу. История тянется еще с давних времен, по словам мусульман, основан праздник еще в 624 году самим пророком Мухаммедом.

С тех пор верующие люди ежегодно празднуют этот день, приветствуя друг друга поздравленими с Рамаданом. Люди обращаются не только к знакомым, друзьям и родным. В этот день принято обращатся даже к незнакомцам, говоря слова: «Благословенного праздника!»

Этот праздник у мусульман отмечен в календаре красным цветом. Поэтому практически никто в этот день не работает, чтобы в полной мере выполнить обряд, посвященный наступлению великого праздника Рамадана.

Что делают в этот день мусульмане

Перед тем, как поздравлять с рамаданом друзей, родственников и просто незнакомцев, люди посещают особое религиозное мероприятие, на котором зачитывается специальный текст, почитаемый всеми мусульманами. Затем все верующие отправляются в мечеть, где происходит богослужение. На службе читают праздничную молитву, которая произноситься единожды в год - в момент наступления праздника.

Также очень важным моментом является благотворительность. Тот, кто имеет большие возможности, может сделать взносы в организации, помогающие малообеспеченным людям. Мусульмане со средним уровнем дохода просто подают милостыню сидящим возле мечетей беднякам.

Люди в вечер перед наступлением великого поста Рамадана щедро накрывают столы, посещают родственников, близких и друзей, ходят в гости к соседям, весело и радостно проводя время.

В чем заключается праздник

С самого утра с днем наступления Рамадана у всех мусульман, которые чтят свою религию и придерживаются обычаев своего народа, начинается пост. Он длится три месяца. В этот период люди постятся, сдерживают себя в еде, увеселениях и развлечениях, стараются избавиться от вредных привычек.

Изначальная суть праздника в том, чтобы очистить тело и душу. А также оставить в прошлом все плохие привычки и манеры неправильного питания.

Как поздравить с Рамаданом

Рамадан - очень значимый для мусульман праздник, поэтому и поздравление должно быть искренним, наполненным смыслом. Вот как поздравлять с Рамаданом можно тех, кто чтит традиции и постится:

Праздник Рамадан послан нам с небес,
Предки и детишки знают его вес.
Значим очень этот пост,
Он поможет каждому,
Душу, тело очищать,
Аллаху почесть отдавать.
Пусть же мусульманский народ
С достоинством и правильно
Этот пост пройдет.

Великий пост Рамадан,
Он свыше Аллахом каждому дан.
Пусть каждый мусульманин
Поймет свои запреты,
Расставляет пред собою приоритеты.
Душа и тело пускай отдыхают,
Веру во Всевышнего в сердце укрепляют.

Всех мусульман мы от души со священным праздником поздравляем,
Очистить тело и душу за весь пост желаем.
Пускай весь Рамадан с легкостью будет каждому дан.
Чтобы удача и радость сияла,
Вера в себя и Аллаха крепчала.
Душу очистив, поймет пусть народ,
Для каких целей в этом мире живет.
Чтоб сила воли помогла побеждать,
А вера в себя не давала страдать.

Изучив традиции и суть праздника, будет несложно придумать, как поздравлять с Рамаданом. Каждый желающий найдет зацепку, благодаря которой поздравление станет особенным и необычным.

Поздравления с Рамаданом в стихах

Конечно, можно придумать прозаическую речь и произнести в благословенный праздник чтецам мусульманских традиций. Тем не менее мусульманский праздник Рамадан станет наполненным и полноценным, если влить в него рифмованные поздравления.

Наступает Рамадан, терпения желаем вам.
Пусть запреты и диеты,
Душу очищают вам.
С достоинством вы пост пройдите,
А результат в конце вы оцените.

Этот праздник непростой,
Он имеет корни.
Испокон веков нам дан,
Привлекает к вере мусульман.
Те, кто чтит Аллаха,
С легкостью пройдут,
Не сворачивая вдаль,
Весь поста путь.
Рамадан очистит сердце,
Душу сделает добрей.
Людям подарит силу воли,
Организм станет крепче.
Пусть же праздник вам подарит
Много радостей, крепкий стан.
Поздравляем от души
Всех верующих мусульман.

Рамадан - великий праздник
Для народа мусульман.
Он Аллахом спокон века
Этому народу дан.
Пусть же каждый проявит волю,
Да покажет, насколько силен.
Веру в Аллаха укрепит,
Да благословит потом он.

Для мусульманского народа Рамадан - это очень значимый праздник. Поэтому поздравление в честь великого дня будет приятно тем, кто чтит традиции и придерживается обычаев своей веры. Поэтому стоит иметь на заметке подобные стихотворные речи, чтобы в нужный момент поздравить тех, для кого этот благословенный праздник имеет огромное значение.

У нашей семьи есть традиция – каждый год в конце октября мы отправляемся в путешествие, совмещая при этом полезное (знакомство с новыми местами) с приятным – празднованием дня рождения нашей любимой дочери. В этот раз мы выбрали Объединенные Арабские Эмираты. Милая девушка из турагенства предупредила нас, что едем мы в Рамадан, правоверные мусульмане не должны принимать пищу с восхода и до заката солнца, но православных туристов эти ограничения не касаются, и мы можем отдыхать спокойно – в отелях работают рестораны и голодными остаться нам не дадут. Также девушка дала нам совет взять в полупансионе не завтрак-ужин, а завтрак-обед, что было вполне разумно, ведь поужинать можно и после захода солнца. Страна произвела на нас неизгладимое впечатление – потрясающая архитектура, роскошь интерьеров и все это создано в пустыне… Но речь пойдет не о том. Спустившись в первый раз в ресторан нашего отеля нас очень удивило декорирование зала – повсюду на стенах висели огромные ковры, они были даже на потолке, а также кое-где висели тяжелые бархатные портьеры, похожие на занавес в театрах. Освещение было искусственное, царил полумрак – интерьер был очень необычный и даже таинственный… Приближался день рождения дочери, и мы поинтересовались у нашего гида – где лучше отметить это событие. Нельзя сказать, что мы были не готовы, конечно же, у нас с собой было. Мы уважаем традиции «чужих монастырей», и решили, что просто посидим в номере. Но все же на всякий случай решили узнать – нет ли какой-нибудь более жизнеутверждающей альтернативы. Гид нас обрадовал, он посоветовал взять на этот день экскурсию на Индийский океан в которую входит ужин в роскошном ресторане на берегу океана. Мы, конечно же, не смогли упустить такой шанс. Экскурсия прошла прекрасно, наплававшись и нанырявшись мы прошли в ресторан, который и в самом деле оказался очень шикарным – белоснежные скатерти, несметное количество столовых приборов и т. п. Мы заказали ужин и попросили, чтобы нам принесли спиртное. Его действительно принесли, но не в бокалах, а … в бумажных стаканчиках. Видя наше изумление, официант-индус объяснил в чем тут дело: «Рамадан идет… Чтобы Аллах не увидел…» Вот так мы перехитрили Аллаха! Позже мы узнали, что и необычный интерьер ресторана в нашем отеле связан с этой же причиной – если ни один луч солнца не попадает внутрь помещения, то как Аллаху увидеть чем мы там занимаемся? P.S. День рождения прошел незабываемо… Когда мы довольные и веселые возвращались домой, то в какой-то момент заметили, что водитель-пакистанец мчится с неимоверной скоростью. «Что случилось?» - спросили мы у гида. «Понимаете, скоро заход солнца, а он с восхода крошки во рту не держал, вот и спешит домой …»

Рамада́н (ар. رَمَضَانُ [рамад̣а̄н]‎), рамазан - девятый месяц мусульманского лунного календаря, проводимый в посту. Самый почитаемый месяц для мусульман.

Этимология

Название месяца происходит от корня р-м-д̣ , имеющий отношение к летнему зною и поэтому указывает время года, в котором этот месяц наступал. В древности арабы пытались приравнивать свой год к солнечному году с помощью промежуточных месяцев (наси ) .

В Коране

Рамадан - единственный месяц мусульманского календаря, который упомянут в Коране : Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран (в первый раз) как руководство для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц, пусть соблюдает пост (в дневное время), а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься определённое) число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затрудне­ния, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха за то, что Он вёл вас, – и чтобы вы были благодарными! . Из важных дней месяца, аль-Бируни, среди прочих, упоминает 6-й день рождения Хусейна ибн ‘Али , 10-й, как день смерти Хадиджи , 17-й день битвы при Бадре, 19-й день завоевания Мекки, 21-й день смерти халифа ‘Али и имама ‘Али ар-Риды, 22-е, как день рождения ‘Али и, наконец, ночь 27-го, как Ночь аль-Кадр (Ляйлят аль-Кадр ) . Согласно преданию, в одну из ночей рамадана пророку Мухаммаду ﷺ в пещере Хира было ниспослано первое откровение . В Джами ас-Сагир имама ас-Суйути приводит хадис, в котором сказано: «Свитки (сухуф) Ибрахима (Авраама) были ниспосланы 1-го рамадана, Таурат (Тора) был ниспослан 6-го рамадана, Инджиль (Евангелие) - 13 рамадана, Забур (Псал­тирь) - 18 рамадана, а Коран - 24 рамадана » . Таким образом, можно сказать, что месяц рамадан играл исключительную роль для всех Писаний, ниспосланных Аллахом .

Западные исследователи усматривают связь поста в месяц рамадан с вручением вторых скрижалей закона Моисея (Мусы) , которое, согласно еврейской традиции, имело место быть в День Искупления (Йом-Кипур ) .

Длительность

В лунных календарях длительность месяца варьируется между 29 и 30 днями. Мусульманский месяц, в том числе и рамадан, начина­ется с появлением новолуния. Новая луна должна быть видна невооружённым глазом, то есть через несколько часов после астроно­мического новолуния. Если по каким-то причинам не удалось увидеть луну, то начало поста отсчитывается по истечении 30 дней месяца шавваль . Некоторые современные учёные-правоведы считают, что если в какой-либо месте Земли было замечено новолуние, то с этого момента новый месяц наступает во всех частях света. Другие учёные считают, что установление даты начала месяца не зависит от видения новолуния в других частях Земли и каждый населённый пункт или регион должен самостоятельно определять начало месяца. По этой причине определение дат начала и окончания месяца рамадан может отличаться в зависимости от региона.

Ночь аль-Кадр

В Коране также упоминается одна из ночей месяца рамадан - Ночь аль-Кадр (Ляйлят аль-Кадр ), которой посвящена сура аль-Кадр («Могущество»). Эта ночь описывается как ночь, которая «лучше, чем 1000 месяцев», в которой ангелы восходят «для всякого пове­ле­ния», а это означает благословение «до наступления зари» . Та же ночь, очевидно, упоминается в суре ад-Духан («Дым») как «благословенная» . Некоторые богословы считают, что Ночь аль-Кадр наступает 27 числа месяца рамадана , однако, эта дата не является абсолютно достоверной, поэтому благочестивые мусульмане используют все нечётные ночи последних десяти дней рамадана для добрых дел, поскольку один из них во всяком случае попадает на Ночь аль-Кадр . Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей, потому принято проводить эту ночь в мечети, читая Коран и вознося мольбы к Аллаху.

Пост

Начиная с того момента, когда можно «отличить белую нитку от чёрной», и до захода солнца верующим запрещается есть, пить и иметь сношения с женщинами. От соблюдения поста освобождаются роженицы и лица, находившиеся в пути.

При попадании рамадана на жаркое время года активность мусульман заметно падает. Некоторые мусульмане бодрствуют большую часть ночи, когда температура воздуха спадает и разрешено есть и пить . В это время часто падает торговля и промышленность. Некоторые работодатели в месяц рамадан укорачивают на несколько часов рабочий день своих подчинённых. Пост завершается «малым праздником» - ‘ид аль-фитр .

Таравих

Ежедневно после ночной молитвы (‘иша ) мусульмане совершают коллективные молитвы - таравих , читают Коран, а в последнюю декаду рамадана совершают благочестивое пребывание в мечети (и‘тикаф ) .

Чтение Корана

Согласно преданию, в месяц рамадан ангел Джибриль читал пророку Мухаммаду ﷺ все аяты Корана, которые были ниспосланы за прошедший год. Затем Пророк ﷺ читал эти аяты Джибрилю, который внимательно слушал их. После проверки Посланник Аллаха ﷺ читал эти аяты народу в мечети, где народ в свою очередь заучивал их наизусть. Этот процесс был назван арза . В последний рамадан в жизни пророка Мухаммада ﷺ , этот процесс был исполнен дважды, и был назван арза аль-ахира («последняя арза»). В истории Корана арза играет исключительную роль, так как благодаря этому, удавалось контролировать обученных чтению Корана людей, и исключить их ошибки и забывание. Таким образом, месяц рамадан является не только месяцем, в который был ниспослан Священный Коран, но и месяцем, в ходе которого проводилась его тщательная проверка .

Желательным является прочтение всего Корана в течение месяца рамадан. Для этой цели Коран разделён на 30 равных частей, которые называются джузами (ар. جزء‎ ‎).

Фото: Михаил Захаров, Ильнар Тухбатов, Рамиль Гали, Салават Камалетдинов

Сегодня первый день священного для всех мусульман мира месяца Рамадан. Для кого ураза является фарзом (обязанностью), что можно и нельзя делать во время поста, суть ифтара, размер фитра и нисаба – об этом и многом другом агентству «Татар-информ» рассказал имам-хатыйб мечети «Гаиля» Казани Рустам хазрат Хайруллин.

– Рустам хазрат, как подготовиться к посту?

– Бисмилляхиррахманир-рахим! По милости Всевышнего начался месяц Рамадан. Пусть Аллах каждому даст возможность в здравии держать этот пост. Мне часто задают вопрос: «Как делать намерение держать уразу?» Наш Пророк в хадисах учил нас тому, что каждое действие начинается с намерения. Если до начала Уразы мы будем сомневаться в своих силах и думать «смогу ли я или нет», этот человек не сможет соблюдать пост или ему придется очень тяжело. Поэтому сила намерения очень важна.

Еще меня спрашивают: «Можно ли делать намерение перед сном или делать это утром?» Не является ошибкой искренне от всего сердца решать перед сном: «Завтра буду держать уразу». По религии внутреннего намерения человека вполне хватает. Но если мы произнесем намерение вслух и скажем: «Яраббым, буду держать пост ради Твоего довольства», – наше намерение будет крепче. То есть после сухура – утреннего приема пищи мы говорим:

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль-магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля» («Я намерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»). Это и будет наше намерение – Ният.

После захода солнца, во время намаза Ахшам мы говорим:

“Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту.” (“О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу”). Говоря эти слова, мы разговляемся.


– Для кого соблюдение уразы является обязательным и кто освобожден от поста?

– Если человек достиг возраста половой зрелости, он обязан соблюдать пост. «Работаю, нет времени», – таких отговорок быть не может. Если ты достиг возраста половой зрелости, ураза считается фарзом. Что означает фарз? То, что если ты не совершаешь то или иное действие, то это будет грехом.

Пророк говорит: «Кому можно не соблюдать пост? Если человек находится в пути 4–5 дней, ему разрешается в этот промежуток времени отложить пост». Но если он будет соблюдать, для него же лучше. Потому что сейчас нет преград: в машинах и гостиницах стоят кондиционеры, везде комфортные условия. Если отложили пост – обязаны возместить эти дни после праздника окончания поста. Но всегда легче и приятнее держать пост всей страной, всем миром.

– Беременные женщины или кормящие грудью мамы могут быть освобождены от уразы?

– Только что родившая или кормящая молодая мама, если у нее становится меньше молока и от этого страдает ребенок, может отложить пост. Также разрешается не держать уразу беременным женщинам. Но ураза останется ее долгом. И после рождения ребенка, после отлучения от груди через два года она обязана поститься эти положенные оставшиеся дни. Ученые считают, что если мать рожает детей одного за другим, как ей быть? Не может же она поститься полгода. В таком случае молодая мама может за один день поста отдать фидия, то есть накормить одного нуждающегося. В этом году сумма фидия, то есть сумма, положенная на обед одного нуждающегося, составляет 200 рублей.

– В нашем обществе бытует такое мнение: «Зачем я буду себя заставлять и держать пост, если я могу каждый день накормить одного нуждающегося?»

– Если человек не находится в пути, не болеет, не ждет ребенка или не кормит грудью, то для него не соблюдать пост – грех. Болезнь может быть двух видов. Если человек болеет простудой или гриппом и не может держать пост, он должен возместить эти дни после выздоровления. А если у человека такие серьезные болезни, как сахарный диабет или язва желудка, или он не может держать уразу из-за пожилого возраста, им разрешается не держать пост, а накормить нуждающегося. Кормить бедных могут и те, кто держит пост, это благое деяние, но он не возмещает уразу.


– Вы сказали, что уразу могут отложить путники. В каком расстоянии от дома человек считается путником?

– Этому есть объяснение, существующее еще со времен нашего Пророка. Они передвигались на верблюдах, и это передвижение считалось трехдневной поездкой. Сейчас ученые считают, что на расстоянии в 80–100 километров от дома человек считается путником. Допустим, от Казани до Арска 100 км. Если поедем в Арск, считается, что мы в поездке. А на Высокой Горе мы уже не считаемся в поездке и это не может быть причиной не держать уразу. Езда в соседнее село – это не поездка, и неправильно по этой причине не соблюдать пост. Не надо бояться поститься. Ураза – самое драгоценное время года. Во время Рамадана Шайтан уходит «в отпуск». Саваб от уразы принимает все наши ошибки и грехи. Пользу от уразы понимают даже врачи, ведь воздержание от еды очищает организм. Нельзя не держать пост, говоря: «Я работаю». Наши бабушки и дедушки соблюдали уразу в летний зной, работая в поле. А мы сейчас сидим в кабинетах с кондиционерами и ищем тысячи причин, чтобы не поститься.

– Какие деяния нарушают или не нарушают пост?

– В исламе нет таких понятий, как «по-моему» или «по-твоему», мы идем дорогой, указанной нашим Пророком. Мнений много: говорят «мне так сказал один мулла» или «одна сестра сказала, что можно». Вопрос, который беспокоит больше всего: можно ли полоскать рот во время уразы? Пророк говорит, что можно, но вода не должна проходить внутрь. То есть нельзя в это время воду глотать. Во-вторых, многие спрашивают, можно ли помыться в бане, принимать душ? Пророк во время уразы лил на себя воду. Можно принимать душ, чтобы освежить силы. Вода расслабляет организм, дает отдых. А вот сидеть подолгу в бане и потеть нельзя. Наши предки, чтобы освежиться и не обессилеть, спускались в погреба-ледники.

Очень часто приходится слышать от домохозяек такой вопрос: можно ли во время готовки еды пробовать на вкус, хватает или нет соли? Это деяние – макрух, то есть пробовать не запрещено, но и нежелательно. Если выхода из данной ситуации нет, в этом случае можно пробовать. Но во время уразы желательно, конечно, воздержаться от таких действий.

Молодые интересуются: «Хазрат, мы недавно поженились, можно ли во время уразы держаться за руки?» В этом нет ничего страшного. Во время поста не разрешается интимная близость и поцелуи в губы.

– Разрешено ли во время уразы получать уколы и сдавать кровь на анализ?

– Во время уразы нагружать себя делами, причиняющими тебе тяжесть, – грех. Скажем, сдавать кровь в качестве донора. Сдавая кровь в определенном количестве, мы теряем силы. Пророк сказал: «Соблюдая уразу, не разрешается делать необычные дела, которые приносят вам вред, забирают ваши силы». А вот сдавать кровь на анализы не вредно. В этом случае крови берут совсем немного, это не заберет много сил. Если во время уразы придется сдать анализы, нельзя отменять пост только по этой причине. Во время поста не разрешены витамины и уколы, дающие силы. А если боль началась внезапно и нет возможности выпить таблетку, разрешается делать обезболивающий укол.

– Нарушают ли пост капли для глаз и носа?

– Все, что проходит через горло, нарушает. Назальные и ушные капли нарушат пост, если они проходят через горло. Я и сам испытывал это, действительно они проходят через горло. Если глазные капли не проходят в горло, то их использование не будет грехом.

– В последние годы молодежь все больше приходит в ислам, постящихся тоже стало больше. Не стало ли это модой? Можно ли выкладывать фото сухура или ифтара в социальных сетях или из-за них можно потерять саваб?

– Все зависит от намерения – Ният. Если кто-то постится ради хвастовства и показухи, то его деяния не будут зачтены. Слава Всевышнему, молодежь тянется к религии. Если они показывают на своем примере, с намерением: «Пусть, увидев от меня, и другие придут в религию, пусть мои друзья тоже начнут соблюдать пост», – то это не будет причиной потерять саваб.


– Некоторые сомневаются: «Я бы соблюдал пост, но не читаю намаз»…

– Всевышний указал нам пять фарзов. Это – быть в Имане, то есть верующим, соблюдать уразу, читать намазы, давать закят и совершить Хадж. Если мы выполняем одно и не выполняем другое, то за первое мы получаем саваб, за второе – грех. Но нельзя бояться держать пост, если не читаете намаз. Поставьте цель и во время уразы понемногу начинайте учить правила намаза. Такие примеры, слава Всевышнему, есть. Кто-то начинает ходить на пятничные намазы, а через некоторое время не пропускает ни один из пяти ежедневных намазов.

– Некоторые соблюдают три дня поста в начале и три дня в конце Рамадана.

– Человек делает намерение держать пост в первые три дня уразы и выполняет. Потому что он сделал намерение, подготовился, и Аллах ему помогает. Самые трудные дни – это первые три дня Рамадана. Аллах Тааля одарил нас такой возможностью, что за три дня наш организм приспосабливается к ситуации. Нет воды, еда только после захода солнца. За три дня человеческий организм приучается. И вот только организм приучен, как человек перестает поститься. Поэтому, делая намерение, нужно готовиться поститься полностью. Пусть будет по 10 дней в начале, середине и конце месяца. Первые десять дней Рамадана – милость Всевышнего, второй десяток – очищение от грехов, и последние десять дней – освобождение от огня джаханнам.

– Будет ли правильным держать пост без сухура? Обязательно ли вставать на сухур, если поесть вечером и сделать перед сном намерение?

– Если в первый день Рамадана сухур в 1.30, то ифтар только в 19.50. Расстояние долгое. «Нужно идти на работу, посплю и покушаю вечером», – так думать правильно с материальной стороны. Иногда человек наедается и одной тарелкой супа, порой не наедается и двумя-тремя порциями. Что это значит? Баракат! Такой же баракат есть и в сухуре. Если встанете на сухур, сделаете глоток воды и выскажете намерение, будет больше бараката и больше саваба. Пророк предупреждал: «Не проспите сухур».

– Могут ли в ифтаре принимать участие непостящиеся?

– Пророк говорит: «Кто накормит постящегося в уразу, тому будет такой же саваб». Например, мы пригласили на ифтар 30 человек, если 20 из них держат уразу, саваб будет за 20 человек. Даже если остальные не постились, нам будет благодарность за то, что мы их накормили. Не считается грехом, если на такие меджлисы приходят люди, не соблюдающие пост. Пусть приходят, делают дуа. Грех – не приходить без причины туда, куда позвали. Может быть, меджлис послужит непостящемуся причиной начать держать уразу. Организовать ифтар – благое дело.

– Есть такие люди, которые в месяц Рамадан устраивают дни рождения. Можно ли сидеть постящимся за такими ломящимися от еды столами?

– Во время уразы можно проводить меджлисы никаха или свадьбы, дни рождения, поминки – но только строго после ифтара. Приглашать гостей днем было бы неправильно. В таком случае организаторам это станет грехом, а если постящийся воздержится от посещения такого торжества, для него это грехом не считается. Нужно держаться подальше от такого греха.

– Поговорим о размере фитр и нисаб, вызвавших в народе немало споров. От наших читателей приходят вопросы: «Откуда такой порядок?», «Кто и как определяет размер садака?»

– Наш Пророк, конечно, не говорил давать фитр в рублях. Но и в те времена был определенный размер садака. Чтобы нам понять: это примерно размер трехлитровой банки. Если мы заполним банку финиками, это и есть наш фитр-садака. Так мы должны его давать. Собирать его – дополнительная нагрузка для мечетей. Потому нам приносят садака деньгами, мы должны его собрать и, не используя для нужд мечетей ни копейки, раздать бедным и нуждающимся. Если в вашем окружении есть сироты, нуждающиеся, отдайте эти финики в трехлитровой банке им. Пусть кушают, празднуют. Можно давать не только финики, но и крупы. Если ты принес садака фитр в мечеть, тебе будет саваб. Думать: «Что будут делать с ними хазраты, куда потратят?» – уменьшает саваб. Даже мысль об этом. Отдал – забудь. Когда правая рука дает садака, левая не должна об этом знать.

Пророк не определил размер закят ни в рублях, ни в долларах. Он определил его золотом. Если считать валютой Центробанка, это 200 тысяч рублей. Если такая сумма имеется у нас под подушкой или на счете в банке, мы должны взять из них 2,5 процента и разделить с бедными и сиротами. Это – их часть, Аллах дал им их через нас. Многие задают мне вопрос: «Хазрат, неужели Аллах не видит голодающих детей в Африке?» Он видит и дает их часть через тебя. Неправильно думать: «У меня есть красный диплом, я сам заработал эти деньги». Если бы Аллах не даровал нам ум, глаза, уши, не было бы ни диплома, ни денег. Все от Всевышнего. Поэтому необходимо отдавать и фитр, и закят. Пророк говорит: «Если в иное время за одно благое дело запишется десять благих дел, то во время уразы – до семисот».

– Кого нужно иметь в виду, говоря «бедняки»?

– Нищий – тот, у кого нет ничего для жизни, нет еды. Если у человека есть еда на три дня, он считается бедным.

– Можно ли давать фитр-садака детям или внукам?

– Давая садака, у нас человек первым делом дает матери. Таков обычай. Садака дается бедному. Давать садака матери, причисляя ее к бедным, – грех. Потому что родители, бабушки и дедушки, дети и внуки – на твоем попечении. Если ты богат, сделай матери подарок, а не садака.


– Некоторые семьи начинают вовлекать детей держать уразу еще до того, как дети могут понять, что это. Это правильно?

– В исламе нет принуждения, и нужно объяснять человеку смысл красивыми словами и деяниями. Бесполезно заставлять детей, поднимать руку, принуждать держать пост или читать намаз. Нужно взрастить любовь в сердце ребенка. Я – отец четверых детей. В чем заключается ураза младших детей? Днем им нельзя есть конфеты, мороженое, шоколад. Зато в сухур и ифтар им можно есть все, что они захотят. Если я, принуждая, воспитаю в детях ненависть к уразе, это будет моим грехом. Детей нужно завлекать к уразе, намазу, к религии.

– С началом месяца Рамадан даже в жаркую пору дни становятся прохладнее, идут дожди, в этом есть легкость для постящихся. Сказано ли об этом что-либо в Коране?

– Аллах говорит: «Нет принуждения в религии». В этом мы видим милость Всевышнего, он дает нам легкость. Действительно, в Рамадан дни прохладнее и мусульманам легче соблюдать пост.

– Рустам хазрат, в прошлом году многим в уразу пришлось тяжело, поэтому некоторые хазраты высказались о том, чтобы соблюдать пост по времени Мекки. Как вы на это смотрите?

– Чем больше времени мы проведем в уразе, так же получим за это и саваб. Если человек болеет или у него нет сил, он может отложить пост до того времени, как ему станет легче. Держать пост по мекканскому времени, то есть кушать сухур или кушать ифтар днем, будет неправильно. Потому что в Коране Аллах указал нам время сухура и ифтара. Будет неправильно идти против сказанного. В нашей местности есть свое определенное время и сухура, и ифтара.



Обсудить ()

Ему нравились его собственные кони беспредела, он любил их и нежно холил…

Ему было сорок два. Точнее, нет – ему недавно исполнилось сорок два, не в прошедшем времени… пока. Или даже так: «Когда он умер, ему было сорок два» – хорошее начало для некролога. Но на сегодня герой моего рассказа , в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие. Хотя временами ему навязчиво казалось, что он не жив. В принципе, так и было.

Внутри себя он ощущал бескрайнюю пустыню, в которой не приживалось уже ничто живое, мерло на корню, не найдя ничего органического – один пепел. Ильяс устал от всего на свете и потух, хотя когда-то горел мощно, сильно, ярко.

С детства он никогда жить дольше сорока, все, что после, казалось ему бессмысленным дряхлением. Наблюдать старательно молодящихся мужчин, убеждающих себя и окружающих, что «хоть я не так уж молод, но!» – было смешно. Он считал, унизительно – стареть, не достойно мужчины.

И вот собственная жизнь миновала, сороковой рубеж, а сердце ещё настойчиво билось «тук-тук, тук-тук». Он слушал его биение каждую ночь, находясь в колючей власти бессонницы. К сегодняшнему дню ему казалось, что, кроме пустыни и этого равномерно и, как ему сказали врачи, вполне исправно сокращающегося куска мяса, не желающего перестать трудиться, – внутри него ничего нет . Во внешней жизни ничего не радовало, не вдохновляло, не волновало…

Жить было бесконечно – он просто убивал дни, последовательно один за другим. Убить время можно разными способами. Например, напиться в компании друзей. Почему не одному? Друзья к этому периоду жизни уже тоже давно были не интересны, цена дружбе была сто раз познана и поддерживать отношения не хотелось. Однако в одиночестве, даже за возлияниями время не убивалось, а растягивалось, разворачивая перед нетрезвым мозгом горизонты бесконечности. С соучастниками убийство времени было делом лёгким и необременительным. Вроде только сели, по первой накатили, а уже глядишь… за беседой да шутками ночь наступила.

Ночь тоже надо было убивать, желающих помочь ему это сделать естественным способом всегда было навалом. Хоть в очередь строй. Он так и делал, вёл дневник, где, кроме рабочих встреч и деловых записей, отмечал, когда и с кем из постоянных претенденток на его тело планируется встреча, а какие дни оставить на поиск новых сексуальных приключений. Чтобы точно быть уверенным, что любая минута жизни уже приговорена к умерщвлению тем или иным способом.

Когда-то он был женат, но супружеские ночи довольно быстро стали скучными, не приносящими желаемого бурного водоворота эмоций. Да, тогда у него ещё был этот водоворот. Всё радовало, каждая новая ночь с ее новой героиней казалась уникальной. Каждое развлекательное мероприятие в компании друзей приносило новые острые или просто интересные впечатления. Потом все стало наскучивать и он женился, потому что это было то, чего он еще не пробовал.

Семейное блюдо приелось очень быстро, но в браке оставалось то, чего он ещё не попробовал, – отцовство. Друзья говорили, это стоит ощутить на себе. Тогда и ребёнка они тоже сделали, сын, как и положено настоящему мужчине, – был. Потом ещё некоторое время увлекало его строительство дома, чтобы, как говорится, выполнить полный план из популярной поговорки – и «сына вырастить, и дом построить». Правда, со временем он решил, что всё-таки лучше на расстоянии – так менее обременительно. А супругу быстро захотелось окончательно вынести на безопасную от себя дистанцию, т. к. изменять ей только поначалу было интересно, потом постоянная ревность, шпионство и скандалы начали утомлять, а поход налево в этой связи перестал быть увлекательным путешествием. Хотелось свободы. Хочешь – делай, говорил он всегда себе и мчался по жизни, как ему хотелось думать, «свободным горячим скакуном». Жена стала бывшей.

Его любимый певец пел: "Запрягли, взнуздали мне Коней беспредела. А кони понесли, Да всё прочь от Тебя" . Ему нравились его собственные кони беспредела, он любил их и нежно холил. Ему безумно нравилась эта скачка. А насчёт «да всё прочь от Тебя…» у него были свои сложившиеся отношения с Ним. По крайней мере, Ильясу казалось, что между ним и Всевышним нет никаких разногласий.

Верить он верил, традиционно, как все, глубоко в душе. Представлялось, что это как раз и есть признак глубокой веры, а не так, как те, у которых за километр набожность видать. Своей верой, надёжно припрятанной на дне души, он даже гордился. Правда, он не признавал, кроме веры в душе, больше ничего из традиционного Ислама. И даже сам Ислам. Ему казалось, что там много всего напридумано, да потом еще и запутано. И сделано это людьми умными – для использования в осуществлении своих целей людей слабых и неумных. А он-то не такой. И веря в Бога, смог с ним договориться, как ему казалось, об определённых взаимных правилах. Сторона «Ильяс» не совершает тяжких грехов (никого не убивает, ни у кого ничего не ворует, чужих жён не крадёт – только берёт попользоваться, да и то, если очень сами попросят), а сторона «Бог» прощает ему взамен небольшие погрешности и приносящие удовольствие шалости. А также иногда удовлетворяет его маленькие просьбы. Всё имеет свою цену, поэтому сверх договоренностей Ильяс иногда, чтобы задобрить своего Бога, относил крупную сумму денег в ближайшую мечеть. Вот так складывалась его… «типа духовная жизнь».

Сегодня Ильяс решил совершать убиение времени где-нибудь поблизости, и отправился в ночной клуб, находящийся около дома. На этом, рядовом в жизни героя нашего повествования моменте, мы пока остановимся – для знакомства ещё с одним персонажем.

По удивительному (а удивительное, как известно, всегда рядом) стечению обстоятельств ему тоже было сорок два . Ему исполнилось сорок два, и он был жив – во всех мыслимых значениях этого слова. Ринат был женат, имел пятерых детей и сорок два года соблюдал Ислам. Родился в семье верующих, застал «религиозную оттепель» – когда верить стало неопасно, с огромным желанием изучил религиозные науки и никогда не приближался к совершению тяжких грехов.

По милости Аллаха его духовная и семейная жизнь протекали благополучно. Они с женой и детьми успешно преодолевали посылаемые Создателем испытания и были довольны своей жизнью, религией и Господом. Уповая на то, что Он тоже доволен ими.

Ринат был невероятно «светлым» и умиротворённым человеком. И существовала на свете, да и то только последнее время, всего лишь одна вещь, которая выводила его из этой умиротворённости, ввергая в гнев и дикое раздражение. Будучи всегда далёк от «тёмной стороны жизни», он вообще всегда с активным неприятием относился к распущенности в грехах, не понимая, как вообще возможно – падать так низко в погоне за земными радостями. Проявления духовных болезней: алкоголизм, прелюбодеяние и т. п. были ему непонятны и омерзительны особенно. Фактически он вырос в медресе и религиозном институте, потом сразу начал работать в коллективе с верующими людьми, никогда не сближаясь с завсегдатаями злачных мест.

Квартира, которую удалось недавно купить, нравилась ему всем. Близким к работе месторасположением, размером, даже ремонт от бывших хозяев был изумителен – менять ничего не пришлось. Особенно подкупала удачно низкая цена. За всеми этими плюсами Ринат просмотрел один существенный недостаток. Да, собственно говоря, в свете дня его всё равно заметить было бы и невозможно, а по ночам будущее жилье перед покупкой, согласитесь, мало кто смотрит. Поэтому-то для него было полным «сюрпризом», что симпатичное трехэтажное кафе, на которое выходят окна квартиры, с наступлением темноты превращается в ночной клуб.

«Подумаешь, ерунда какая», – скажете вы. А вот и ничего подобного, потому что весь период, кроме зимы, посетители клуба предпочитали кондиционерам открытые окна и свежий ночной воздух. Ещё им нравятся балкончики, куда хозяевами ресторана были установлены столики. Чем позже было на часах, тем громче звучала музыка, тем необузданнее и шумнее становились разговоры нетрезвых клиентов в злачном местечке. Нередко случались драки. Звучал пьяный смех и пошлые шутки. Окна, где происходило основное действие, были прямо напротив окон квартиры Рината, а этажом выше располагались «нумера», где, часто прямо при включённом свете и незашторенных окнах, происходили обычные для таких мест оргии.

Вместо полной нежности супружеской ночи под сонное посапывание детей, Ринату приходилось наблюдать на фоне окна чёрный силуэт супруги, качающей на руках малыша. И он злился. А когда она начинала плакать от того, как устала и хочет спать, – сам брал на руки сынишку и качал. Старшие дети тоже иногда просыпались, у семилетней дочери начались ночные страхи, хотя раньше такого не было. Ринат пробовал звонить в милицию, но там его пыл вежливо остудили. Он пошёл по соседям, но все решительно отказались что-то предпринимать. А один наиболее смелый произнёс имя хозяина заведения, и тут для настойчивого жильца злополучной квартиры стала очевидной безрезультатность попыток что-либо изменить. А также у соседей в доме уже были установлены пластиковые окна и кондиционеры. Сначала, пока деньги, оставшиеся от разницы в цене квартиры, были, окна решили не менять, потому что Эльмира, жена Рината, считала пластик вредным. А сейчас деньги уже были потрачены на покупку мебели и на столь необходимую звукоизоляцию, и взять их было негде.

Безвыходность ситуации и её грязная, полная отвратительного, наглого, вопиющего греха составляющая была настолько ненавистна сердцу верующего мусульманина, что он стал мечтать и даже молиться, чтобы с клубом произошло что-нибудь ужасное. Например, чтобы в этой жизни сгорел он, а его посетители продолжили гореть и в аду.

Особенно же его раздражал сосед по лестничной клетке, которого он не однажды видел входящим в этот особнячок разврата. Он уходил из дома под вечер, будучи уже нетрезвым, и возвращался под утро, чаще всего не один. Только заканчивались крики и музыка в клубе, только удавалось хотя бы немного задремать – раздавалась возня за дверью, звяканье ключей, регулярно падающих из рук их нетрезвого хозяина, бормотание его самого и хихиканье, а часто и мат очередной его перепившей ночной спутницы.

Ринат никогда в жизни до этого не позволял себе такой злости, такого необузданного гнева, какой охватывал его в эти ночи после переезда на новое место жительства. Видя, как он гневается, проклиная людей в окнах напротив и мужчину из соседней квартиры, его жена, живущая с ним уже более двадцати лет, испытывала изумление и даже испуг, настолько несвойственно было её мужу впадать в неконтролируемые эмоции. Таким он ей не нравился и был непривычен. Несколько раз она отважилась на робкие замечания, пытаясь донести до любимого, что такой гнев – некоторый перебор, и это вылилось в то, что супруги поссорились.

В общем, переезд в новое жильё, что обычно является событием радостным, начал разрушать жизнь нашего героя, его внутренний мир и мир в доме Рината.

И тут наступил Рамадан . Каждый год проходится по сердцам верующих, стирая с них накопившуюся за год копоть, помогая вновь засиять чистотой и светом веры. Так произошло и с покорным Творцу нашим героем Ринатом. Проходя через Священный месяц, проведя его, усердствуя в поклонении, впитав напоённый благодатью воздух, этот мусульманин обрёл мир в душе и смог принять посланную ему Всевышним ситуацию как испытание для своего нафса.

В один из последних дней Рамадана случилась то, ради описания чего мы и начали этот рассказ.

В эту ночь Ринат как раз испытал раскаяние от мысли, что вместо того, чтобы желать людям в окнах напротив изменить свою жизнь, отвернуться от греха и стать теми, к кому будет проявлена милость Аллаха, – он желал им смерти и ада. Он совершил покаяние и попросил у Аллаха прощения. Подумав о том, как живут эти люди из окон напротив, представив, что за горечь и тоска плескается у них внутри вместо света веры и на что похожи их жизни, лишённые мира-саляма в душе, он испытал чувство бесконечной жалости и сожаления к ним и решил, что вместо проклятий будет желать и молиться об их спасении от огня в жизни вечной и грехов в жизни земной. А также пообещал себе, что будет просить Аллаха, чтобы прозрел владелец этого вертепа, чтобы к следующему Рамадану на месте ночного борделя был ресторан, в котором верующие будут проводить свои ифтары. Зарядившись этой мечтой и наполнившись светом, порождённым миром в душе, Ринат собрался и пошёл на утреннюю молитву в мечеть, как он делал каждый день в этом месяце.

Примерно в это же время наш первый герой, Ильяс, вышел из клуба, так и не найдя там желаемого забвения. Убить время сегодня почему-то не получилось. Удивительным образом привычных собутыльников не было и ни одной вдохновляющей на подвиги девицы тоже не нашлось. А может, просто не хотелось. Странно чувствовал себя Ильяс… У него было такое ощущение, что время взяло над ним верх, и убить его больше никогда не удастся. Так и будет тянуться сплошным грязно-коричневым пятном, иногда накрывая темнотой, а потом выплёвывая из нее обратно в жидкую лужу бытия. Всё было противно. Ничего не радовало. Ночь длилась бесконечно и нашёптывала, что она такая не последняя…

Собственно говоря, последнее время такое состояние накапливалось, накапливалось… Тьма внутри становилась всё безпросветнее, всё гуще… Он сидел, «шлифуя» водку пивом и размышляя о будущей жизни: дальше он будет тёмный внутри и вокруг будет темнота со стоящим временем, которое не убить… Пока жив, он и раньше подозревал, что после сорока это уже не жизнь. Осталось только решить, как жить, когда ты уже не жив. И жить ли?

На этой оптимистичной ноте Ильяс, испытывая тошноту не только физическую, но и психологическую, покинул ночное заведение… под звуки утреннего азана. Под них же он освободился от последствий неразумных возлияний и смешивания напитков и побрел к дому, искренне мечтая сдохнуть.

Возле дома столкнулся с соседом. И его мутный взгляд встретился со взглядом, полным света, чистоты и… сочувствия. Медленно соображая и не очень понимая, что происходит, Ильяс обернулся и посмотрел вслед мужчине. «Куда это он? Вроде домой уже всем пора… Даже я вот бреду в свою берлогу…»

Ринат немного удивился встрече, при этом у него возникло чувство неслучайности происходящего. В глазах соседа была такая невыносимая тоска и безнадёжность, что, преисполнившись жалости, он прошептал: «Пусть простит тебя Аллах и выведет на путь истины. Аминь», и поспешил дальше, любуясь красотой минаретов мечети.

Ильяс, не вдаваясь в анализ своего поступка, побрел вслед за соседом. Он шёл и убеждал себя, что делает это просто потому, что необходимо узнать, куда спешит его святоша сосед.

Вот будет забавно, если он, уложив жену спать, бегает к любовнице, похихикивал он сам себе и… упорно шёл и шёл, даже когда понял куда, даже когда уже спина в белой рубашке скрылась за дверью мечети, он шел.

И остановился, только услышав звуки икамата. «Куда же я иду, как же я могу в таком виде, наверное, нельзя…» А уйти тоже не получалось. И он всё стоял и стоял…

Выйдя из мечети, Ринат подошёл к Ильясу и сказал: «Не получилось у тебя сегодня, да? Ну ничего – завтра получится…»